Персоналии
Азаревичева (Азаревичева большая) Надежда Аполлоновна, артистка балетной труппы петерб. имп. театра
Азаревичева (Азаревичева большая) Надежда Аполлоновна, артистка балетной труппы петерб. имп. театра
Персоналия
Азаревичева (Азаревичева большая) Надежда Аполлоновна
Годы жизни
03(15).03.1806 - 15 (27).09.1873
Вид деятельности
Артистка балетной труппы петерб. имп. театра
Период работы в театре
Биография
Внебрачная дочь директора императорских театров А.А. Майкова и Е.Л. Азаревичевой, бывш. танцовщицы крепостного театра гр. С. Г. Зорича. А., как большинство воспитанников Театр. школы, начала выходить на сцену задолго до окончания учебы — в ролях нимф, сильфид и ореад. К выпуску в ноябре 1823 ее репертуар насчитывал уже неск. значительных сольных партий: Аспазия («Зефир и Флора»), Эльвира («Алжирские разбойники, или Морская битва»), Женни («Возвращение из Индии, или Деревянная нога»), Терпсихора («Евтимий и Евхариса, или Побежденная тень Либаса») и даже загл. роль красавицы Хензи («Хензи и Тао, или Красавица и чудовище»), полученная в наследство от знаменитой А. С. Новицкой. Офиц. зачисление новой солистки в балетную труппу театра состоялось 1 марта 1824, но, поскольку А. «еще в школе занимала на сцене действительное амплуа» (РГИА. Ф. 498. Оп. 1. Д. 102. Л. 2), срок ее службы предложено было считать с 1 нояб. 1821. В перечне балетной труппы на 1825 А. значилась среди первых пантомимных танцовщиц, наряду с А. И. Истоминой, А. А. Люстих, Е. А. Телешовой и В. А. Зубовой (см.: Рус. Талия. Подарок любителям и любительницам отеч. театра на 1825 год. СПб., 1825. С. 443). К этому периоду относятся лучшие ее роли в балетах Ш. Дидло «Кавказский пленник, или Тень невесты» (Горислава), «Карлос и Розальба, или Любовник, кукла и образец» (Розальба), «Лаура и Генрих, или Трубадур» (Лаура), «Федра» (Венера). Р. М. Зотов утверждал, что иск-во А. «равнялось изяществу наружности» (Репертуар рус. театра. 1840. Т. 2. Кн. 7. С. 42). Др. современник, правда, отдавал предпочтение «наружности» в сравнении со «способностями» («Благ.». 1822. Ч. 20. № 50. С. 413). «Наружность моей Лауры была действительно прекрасна», — вспоминал первую школьную любовь П.А. Каратыгин (Каратыгин. С. 82). Очевидным подтверждением тому служит портрет А. 1833 кисти В.А. Тропинина, находящийся в Бахрушинском музее. Восходящая звезда заслужила «всеобщую похвалу и ободрение зрителей» и давала надежду видеть в ней со временем «прекрасное украшение сцены» («Благ.». 1822. Ч. 20. № 47. С. 315). Однако карьера ее оборвалась 15 июня 1827. Проблемы с ногой, заставившие А. покинуть сцену, начались, по мнению лечащего врача, за несколько лет до того, но падение во время исполнения сп. «Похищение, или Роберт, атаман разбойников» вынесло окончательный и безжалостный приговор: «не в состоянии более продолжать танцевальной своей должности» (РГИА. Ф. 497. Оп. 1. Д. 3239. Л. 2). В марте 1828 последовало увольнение. В апреле того же года отставная танцовщица обвенчалась с отставным уланским ротмистром О.О. Новицким, и связи ее с театром прекратились. Лит.: Арапов. С. 280, 351, 352, 372, 379, 380; Вольф, 1. С. 6, 69. Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 1. Д. 3239. Цимбалова, С. Азаревичева Н.А. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 65-66.