Внебрачная дочь директора императорских театров А.А. Майкова и Е.Л. Азаревичевой, бывш. танцовщицы крепостного театра гр. С. Г. Зорича. А., как большинство воспитанников Театр. школы, начала выходить на сцену задолго до окончания учебы — в ролях нимф, сильфид и ореад. К выпуску в ноябре 1823 ее репертуар насчитывал уже неск. значительных сольных партий: Аспазия («Зефир и Флора»), Эльвира («Алжирские разбойники, или Морская битва»), Женни («Возвращение из Индии, или Деревянная нога»), Терпсихора («Евтимий и Евхариса, или Побежденная тень Либаса») и даже загл. роль красавицы Хензи («Хензи и Тао, или Красавица и чудовище»), полученная в наследство от знаменитой А. С. Новицкой.
Офиц. зачисление новой солистки в балетную труппу театра состоялось 1 марта 1824, но, поскольку А. «еще в школе занимала на сцене действительное амплуа» (РГИА. Ф. 498. Оп. 1. Д. 102. Л. 2), срок ее службы предложено было считать с 1 нояб. 1821. В перечне балетной труппы на 1825 А. значилась среди первых пантомимных танцовщиц, наряду с А. И. Истоминой, А. А. Люстих, Е. А. Телешовой и В. А. Зубовой (см.: Рус. Талия. Подарок любителям и любительницам отеч. театра на 1825 год. СПб., 1825. С. 443). К этому периоду относятся лучшие ее роли в балетах Ш. Дидло «Кавказский пленник, или Тень невесты» (Горислава), «Карлос и Розальба, или Любовник, кукла и образец» (Розальба), «Лаура и Генрих, или Трубадур» (Лаура), «Федра» (Венера). Р. М. Зотов утверждал, что иск-во А. «равнялось изяществу наружности» (Репертуар рус. театра. 1840. Т. 2. Кн. 7. С. 42). Др. современник, правда, отдавал предпочтение «наружности» в сравнении со «способностями» («Благ.». 1822. Ч. 20. № 50. С. 413).
«Наружность моей Лауры была действительно прекрасна», — вспоминал первую школьную любовь П.А. Каратыгин (Каратыгин. С. 82). Очевидным подтверждением тому служит портрет Азаревичевой, находящийся в Бахрушинском музее. Восходящая звезда заслужила «всеобщую похвалу и ободрение зрителей» и давала надежду видеть в ней со временем «прекрасное украшение сцены» («Благ.». 1822. Ч. 20. № 47. С. 315). Однако карьера ее оборвалась 15 июня 1827. Проблемы с ногой, заставившие А. покинуть сцену, начались, по мнению лечащего врача, за несколько лет до того, но падение во время исполнения сп. «Похищение, или Роберт, атаман разбойников» вынесло окончательный и безжалостный приговор: «не в состоянии более продолжать танцевальной своей должности» (РГИА. Ф. 497. Оп. 1. Д. 3239. Л. 2). В марте 1828 последовало увольнение. В апреле того же года отставная танцовщица обвенчалась с отставным уланским ротмистром О.О. Новицким, и связи ее с театром прекратились.
Лит.: Арапов. С. 280, 351, 352, 372, 379, 380; Вольф, 1. С. 6, 69.
Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 1. Д. 3239.
Цимбалова, С. Азаревичева Н.А. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 65-66.
Читать далее