Урожденная Ежова; по первому мужу Глухарева.
Из семьи музыканта. Воспитанница петербургского императорского Театрального училища. Жена актера А.И. Глухарева. Сестры — актрисы Е.И. Ежова и М.И. Ежова.
В 1809 была зачислена в драматическую труппу императоского театра на аксессуарные роли; в 1830-е успешно проявила себя в ролях комических старух. Играла в драмах, комедиях, водевилях. Была органична и естественна в ролях хозяйки постоялого двора («Юрий Милославский»), Кузьминишны («Двумужница»), Марфы («Архивариус»), Феклы Федосеевны («Параша Сибирячка»), Соломониды («Девишник, или Филаткина свадьба»). Актриса нравилась своими простонародными «ухватками», искренней веселостью, умением заострять комические черты в создаваемых ею образах. В роли дворничихи Домны («Дом на Петербургской стороне, или Искусство не платить за квартиру») она была «так верна лицу, ею представляемому, так натуральна», что современник заключил: «Г-жа Гусева имеет необыкновенный дар русского простонародья и в этом амплуа решительно не имеет себе соперниц» (ЛПРИ. 1838. 7 мая. С. 396). В роли Охалкиной («Городская почта, или Вечеринка у заимодавца») она, по свидетельству В.С. Межевича, была «лучше других» (ЛПРИ. 1839. 6 мая. С. 394). Была «неподражаема» в роли Климовны («Девушка себе на уме») — «в ней всякий мог видеть настоящую деревенскую старую няню» (ЛПРИ. 1837. 13 нояб. С. 453). В 1850-е выступала в пьесах Гоголя, бытовых комедиях. Сыграла Пошлепкину («Ревизор») и Феклу («Женитьба»), о которой один из рецензентов писал: «Послушайте, как она смеется над Кочкаревым, который нашел такого жениха, что из окна прыгает! В этом сипловатом смехе старухи, сливающемся со здоровым хохотом Кочкарева, есть что-то оригинальное и злое — вы слышите, что Фекла, проевшая зубы на ремесле свахи, хохочет не „с дура“, а „с сердцов“» (ОЗ. 1849. № 11. С. 132).
По воспоминаниям современников, Гусева и внешним обликом, и складом своей натуры подходила для того, чтобы играть простых женщин. У нее были грубоватые манеры, низкий хриплый голос, тяжеловатая приземистая фигура. Она переносила на сцену то, что наблюдала в жизни, мастерски воспроизводила народную речь, пользовалась своим знанием русских народных обычаев. Все это делало ее «натуральной» и «комичной» в ролях простолюдинок. А.А. Григорьев писал: «Разную водевильную чушь можно было смотреть из-за Гусевой» (Григорьев. С. 304).
В последний раз актриса вышла на сцену в роли няни в драме «Русская свадьба в исходе XVI века» и скончалась во время представления.
Др. роли: Орефьевна («Ссора, или Два соседа»), Сумбурова («Модная лавка»), Кузьминишна («Новый Стерн»), Брызгова («Своя семья, или Замужняя невеста»), Власьевна («Збитенщик»), Варвара Минишна («Женщина-лунатик»), Гертруда («Час в сумасшедшем доме»), Аграфена («Великодушие, или Рекрутский набор»), Харина («Именины благодетельного помещика, или Неожиданная свадьба в селе Сверчкове»), Хрюмина («Горе от ума»), Танина («Игнаша-дурачок, или Нечаянное сумасшествие»), Любская («Благородный театр»).
Лит.: Брокгауз; ТЭ; Арапов. С. 363; Вольф, 1. С. 8, 18, 49, 72, 89, 100, 157, 162; Каратыгин (ук.); Сто лет. Александринский театр — театр Госдрамы. Л., 1932. С. 24, 112; Селиванов Н. Елена Ивановна Гусева, драм. актриса // ЕИТ. 1894/95. Прил. Кн. 1. С. 1–16; Памяти Е.И. Гусевой // ЕИТ. 1902/03. Кн. 3. С. 49–50.
Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 1. Ед. хр. 1830.
Майданова, М. Гусева Е.И. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 240.
Читать далее