Дочь — актриса АТ Н.А. Краюшкина. Сын коллежского регистратора. До 1833 — воспитанник петербургского императорского Театрального училища, где его однокашниками были А.Е. Мартынов и Г.М. Максимов. Дебютировал в 1832 в романтической драме А.А. Шаховского «Двумужница, или За чем пойдешь, то и найдешь» в роли Иванушки и «заслужил общую похвалу: он говорил голосом естественным, и местами очень хорошо. Оба свои рассказа, о кулачном бое и о затеях мнимого юродивого Гришки, передал он весьма удачно, а это много для первого дебюта, в роли, которая, по-видимому, готовлена была для г. Воротникова» (СП. 1832. 15 нояб.). После зачисления в труппу занимал амплуа простаков и комиков, исполняя ряд второстепенных ролей (в осн. слуг) в разножанровом репертуаре: служителя Дандоло (опера «Мраморная невеста»), «которого так хорошо играл прежде г. Дюр и так плохо играет теперь г. Краюшкин» (Сын отечества и Сев. архив. 1834. Т. 44. Ч. 166. № . 29. С. 180); трактирщика (драма «Смерть или честь»); первого слуги (трагедия «Кориолан») и др., сделавшись «не более как полезностью (grande utilite)» (Вольф, 1. С. 31).
В 1843 Краюшкин был утвержден в должности помощника режиссера, затем режиссера драмраматической труппы АТ, но даже спектакли, поставленные им в собственные бенефисы, «не возбуждают никакого интереса»: в них нет «ни одной живой, интересной сцены, ни одного порядочно очерченного характера» (СПбВед. 1849. 17 июня. С. 1. — В. Петров).
На рубеже 1840-х — 1850-х Краюшкин осуществил ряд постановок в помещении Театра-цирка, пытаясь разнообразием репертуара расширить зрительскую аудиторию. Одновременно на летние периоды был назначен режиссером в открытый для привилегированной военной публики Красносельский театр с предписанием «рекомендовать тамошнему директору все лучшие пьесы, обставленные лучшими же актерами» (Максимов. С. 223). В 1854 покинул сцену, и о дальнейшей его судьбе ничего не известно.
Лит.: Вольф, 1. С. 31, 146; Каратыгин (ук.); Кауфман Л.С. С.С. Гулак-Артемовский. М., 1973. С. 59, 82; Петровская, Сомина (ук.).
Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 1. Д. 7553.
Ряпосов, А. Краюшкин А.А. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 380.
«У нас, где управление сценою поручается образованным и опытным инспекторам, роль
режиссера не может быть так многозначительна, как на заграничных театрах. Однако ж и у нас от режиссера требуется очень и очень многое. А потому нам всегда приятно встречать в этой должности человека смышленого, старательного, совестливого и неутомимого. Всеми этими достоинствами обладает господин Краюшкин. Усердие и добрая воля часто заменяют другие качества, лдостающиеся не так легко и не всем даруемые судьбою. Господин Краюшкин доказал и то и другое, поставя и возобновя в Театре-Цирке до тридцати более или менее значительных пьес которые все, не смотря на неполноту выпавшей на его долю молодой труппы, прошли стройно, с редкой совокупностью, и многие с большим успехом. Честь этих усилий, которые в продолжение времени должны принести самые утешительные плоды, принадлежит господину Краюшкину по преимуществу, как двигателю сценического механизма. Сделать многое с небольшими средствами - вот истинная заслуга, которая больше всего говорит в пользу ловкости и умения режиссера.» (Кони Ф.А. Театральная летопись. (Бенефис режиссера А.А. Краюшкина) //Пантеон. 1851. Том III. Книжка 6. С. 2-3.)
Читать далее