Награжден медалями: «За оборону Ленинграда», «За доблестный труд».
Сын крупного чиновника Министерства финансов, тайного советника, исполнявшего обязанности управляющего Госбанка, в 1918 — сотрудника ТЕО Наркомпроса Андрея Кинтильяновича Голубева. Жена — свояченица В.Э. Мейерхольда Е.М. Мунт.
Окончил юридический факультет Казанского университета (1913) и Петербургский археологический университет (1915). Театральное образование получил на петербургских драматических курсах Е.П. Рапгофа (класс Я.С. Тинского). С 1904 выступал как актер в Петербургском театре народных развлечений, затем в провинции: в 1905–1906 — в Городском театре Саратова (драматическая труппа Н.И. Собольщикова-Самарина, исполнял роли вторых любовников, фатов, вторые молодые роли), летом 1906 — в Екатеринодаре (та же труппа). В февр. — марте 1906 выступал в труппе Я. Тинского в Театре Неметти. В сезоне 1906/07 был актером Театра В.Ф. Комиссаржевской, где сыграл: Бойма («Гедда Габлер»), Арлекина («Балаганчик»), Антония («Чудо святого Антония»), Голо («Пелеас и Мелисанда»), Этельберга («Победа смерти»). Актриса В.П. Веригина вспоминала: Арлекин–Голубев «стройный, высокий, пластичный… вносил с собой новую волну на сцену — теплый звук земной поэзии»; «роль Антония единственная исполнялась не в манере гротеска. Антоний был простой, с оттенком детскости, отрешенный от мира» (Восп. Л., 1974. С. 103, 106). Анализируя игру актеров в «Пелеасе и Мелисанде», Ф.Ф. Комиссаржевский отмечал: «У Голубева не хватает темперамента, чувства ритма, музыкального чутья для Голо, но в общем он тактично ведет роль, хотя он совсем не Голо» (РГАЛИ. Ф. 778. Оп. 2. Д. 73. Л. 86 об.). В рецензии на «Пелеаса и Мелисанду» говорилось, что «интересны были по гриму г. Голубев (Голо) и г. Мейерхольд (Аркёль), но у первого слабо чувствовалось, что он — слепое орудие в руках рока, а не жертва собственной злобы и ревности…» (Слово. 1907. 17 окт. С. 2. — Л.Я. Гуревич). Мейерхольд называл Голубева «актером с интересными данными» (Творческое наследие В.Э. Мейерхольда. М., 1978. С. 140). Принимал участие в гастрольных поездках Комиссаржевской в сент. 1906 и марте–апр. 1907 и в поездке труппы п/р Мейерхольда весной 1908. В 1908–1909 служил в Баку в Театре Тагиева.
В 1909 Голубева пригласили в АТ для дублирования Н.Н. Ходотова. В таблице амплуа, составленной Мейерхольдом для актеров АТ (1910), он отнесен к «драматическим любовникам» (Там же. С. 28). За сезон работы в АТ актер исполнил шесть ролей: фон Шпан («Звезда»), Ахилл («Ифигения-жертва»), Курчаев («На всякого мудреца довольно простоты»), Щеголев («Обыватели»), Бен Иохаи («Уриэль Акоста»), Ганелуп («Шут Тантрис»). С 1911 участвовал в творческих начинаниях Мейерхольда вне казенной сцены. Играл роли Арлекина («Шарф Коломбины», Дом интермедий, 1910), принца («Обращенный принц», Дом Интермедий, 1911) и Голубого («Незнакомка», Тенишевское училище, 1914), входил в труппу Товарищества актеров, писателей, художников и музыкантов в Териоках (летом 1912 осуществил постановку пьесы «Как важно быть серьезным»), до 1917 сотрудничал с режиссером в Студии на Бородинской. В зимние сезоны служил в провинциальных театрах: в Ярославле (февр. 1911), Майкопе (весна 1911), в Киеве (Театр Бергонье, труппа А.Н. Кручинина, 1911–1912). С осени 1912 — в Петербурге: в Театре В. Лин (1912–1913), в Общедоступном театре гр. Паниной у П.П. Гайдебурова (1913–1914), в Малом (б. Суворинском) театре, 1916–1917 — под псевд. Глебов, в Мастерской Передвижного театра у Гайдебурова (1917–1918). В 1913 подал прошение о возвращении в АТ, но не был принят за неимением в русской драматической труппе свободных вакансий.
В советское время возглавлял петроградское отделение ТЕО, входил в его Кол. ответственных работников. Осенью 1920, когда была учреждена Гос. передвижная драматическая труппа под управлением С.А. Горного, стал ее режиссером. В нач. 1921 возглавлял школу невропастов Театра марионеток при Петрогр. театре-студии, в том же году исполнил роль красноармейца в мейерхольдовском сп. «Мистерия-буфф» (Москва, Театр РСФСР I).
С дек. 1922 по 1932 — зав. театр. отд. Кинокомитета в Ленинграде, зам. зав. производством «Севзапкино», зав. художественно- постановочной частью Ленинградской кинофабрики.
С 1925 — председатель Ленинградского отделения ВТО, затем — уполномоченный ВТО по Ленинграду. С 1926 осуществлял руководство драматической студией, основанной Е.П. Карповым.
С 1932 руководил Домом ветеранов сцены. «В годы войны у него на руках остались ослабевшие, беспомощные старики. Велика заслуга А.А. Голубева. Он не только охранял жизнь и здоровье обитателей Дома ветеранов, но сумел спасти многих умиравших ленинградских артистов, перевезя их из квартир в Дом» (Львова-Климова В. Дом ветеранов сцены. Л., 1967. С. 25).
Лит.: Хроника // Обозрение театров. 1909. 23 апр. С. 6; Мейерхольд в рус. театр. критике, 1892–1918. М., 1997 (ук.); [Б. п.]. Михайловский театр // Петерб. газ. 1909. 24 сент. С. 5; Ауслендер С. Петерб. театры // Аполлон. 1910. № 4. С. 76; Мейерхольд В.Э. Переписка, 1892–1939. М., 1976 (ук.); Галанина Ю.Е. К истории петерб. Дома интермедий: (по неизд. переписке А. Голубева и Е.М. Мунт) // На рубеже двух столетий: Сб. в честь 60-летия Александра Васильевича Лаврова. М., 2009. С. 94–119.
Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 5. Д. 778; Ф. 508. Оп. 2. Д. 690; РГАЛИ. Ф. 232. Д. 163; Ф. 2095. Оп. 1. Д. 352; Ф. 998. Оп. 1. Д. 1402; Ф. 770. Оп. 1. Д. 85. Л. 14–18; РО ИРЛИ. Ф. 289. Оп. 3. Д. 189; Ф. 917.
Галанина, Ю., Сбоева, С., Голубев А.А. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 211-212.
Читать далее