Персоналии
Брянская 1-ая Анна Матвеевна, артистка
Брянская 1-ая Анна Матвеевна, артистка
Персоналия
Брянская 1-ая Анна Матвеевна
Годы жизни
1796? – 4 (16).08.1878, Санкт-Петербург, похоронена на Митрофаниевском кладб., в 1936 прах перезахоронен в Некрополе мастеров иск-в Александро-Невской лавры.
Вид деятельности
Артистка
Период работы в театре
Биография
Урожденная Степанова, по сцене Брянская ст., позднее Брянская 1-я. Жена и партнерша по сцене Я. Г. Брянского. Воспитанница петерб. имп. ТУ. Ученица А.А. Шаховского. Артистическую деятельность начала в Молодой труппе на сцене Кушелевского театра; 8 февр. 1814 дебютировала в роли Маруси («Козак-стихотворец»). В сент. 1814 зачислена в драм. труппу на роли молодых любовниц и благородных матерей. Выступала в трагедиях и драмах. Позже играла роли комич. старух. Занимала видное положение в труппе. В 1815 сыграла Ифигению («Ифигения в Авлиде») в одном спектакле со знаменитой Е.С. Семеновой. Критик писал: «...дарование было видно: лицо ее одушевлялось, чувство блистало в глазах, благородство и ум правили ее игрою» («Благ.». 1822. Ч. 17. No 6. С. 230. — И. Б. Чеславский). В 1830-е в ее репертуаре в осн. трагические роли: Азема («Семирамида»), Агнесса Сорель («Дева Орлеанская»), Елизавета («Мария Стюарт»), в которой она, по мнению критика, была «совершенно на своем месте» (ЛПРИ. 1838. 19 нояб. С. 931). В роли Изабеллы («Дом Аспенов») Б. сумела придать «важность и величие» сцене, когда сын убеждается в преступлении своей матери, показав «борьбу между отвращением и любовью» (Там же. 1838. 1 янв. С. 18). В сп. «Отелло, или Венецианский мавр» «блистательно развернула свою незначительную роль» (Эмилия), выразив «отчаяние растерзанного сердца с ужасающей верностью» (Там же. 1837. 2 янв. С. 3). В роль Роксаны («Ибрагим и Роксана»), «терзаемой ревностью и любовью», она привнесла особое достоинство, к-рого «лишил» героиню автор (Там же. 13 нояб. С. 451). Убедительна она была и в роли графини Орсини («Эмилия Галотти»), изобразив гордую оскорбленную любовницу «с искусством... близким к совершенству» (Там же. 1831. 11 марта). Игра Б. привлекала современников проявлениями «души и чувства». Она была проста и естественна, в отличие от эффектной и картинной игры А. М. Каратыгиной, с которой актриса делила одно амплуа. У нее были и менее удачные роли: маркиза Скандиони («Торквато Тассо»), королева Элеонора («Розамунда»). В первом случае это объясняется недостатками самой пьесы, страдающей растянутостью, недостатком действия и обилием монологов. Во втором случае характер героини «такой страшный, злобный, мрачный», что для изображения его требовалась «такая же чудовищность личного характера артиста» (ЛПРИ. 1837. 9 окт. С. 399). По восп. А.Я. Головачевой-Панаевой, ее мать являлась хорошей исполнительницей разнообразных ролей не только в драме, но и в комедии и оперетте. Играла роль Сильвии («Игра любви и случая»). В водевиле «Сиротка Сусанна» сыграла комическую роль старой девы и пела куплеты. Др. роли: Оленька («Урок кокеткам, или Липецкие воды»), Олимпия («Волшебница Сидония»), Серафина («Последняя дуэль в Испании»), Темирова («Чванство Транжирина, или Следствие Полубарских затей»), Паша («Семейство Старичковых, или За богом молитва, а за царем служба не пропадают»), Лиза («Притворная неверность»). Лит.: РБС; Саитов; Арапов. С. 257, 263, 274, 281, 300, 301, 313, 315, 319, 320, 324, 327, 330; Вольф, 1. С. 3, 6, 17, 24, 33, 45, 80; Максимов. С. 3, 4, 6, 24–27, 266; Панаева А.Я. (Головачева). Восп. М., 1986 (ук.). Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 1. Д. 1451. Майданова, М. Брянская А.М. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 131.
Cпектакли
"Дева Орлеанская", 1822 (Агнесса Сорель)
"Замок Риэтти, или Мстящее привидение", 1824