Вернуться
Струйская 1-я Елена Павловна, артистка
Струйская 1-я Елена Павловна, артистка
Персоналия
Струйская 1-я Елена Павловна
Годы жизни
26.01(07.02).1845. Санкт-Петербург - 01.(14).09.1903, имение под Тамбовом
Вид деятельности
Артистка
Период работы в театре
Биография
Настоящая фамилия Сердюкова, по мужу Загряжская. Дочь коллежского секретаря Старшая из сестер Струйских. По окончании петербургского императорского Театрального училища дебютировала в 1861 в роли Дуни («Не в свои сани не садись»). Играла на сцене 20 лет. В 1881 была отправлена в отставку по выслуге лет и тогда же вышла замуж. В поздних отзывах о Струйской (в некрологе), очевидно, в соответствии с законами жанра, она представала чуть ли не звездой первой величины. «Столичные жители 1860-х годов, наверное, живо помнят стройную красавицу-брюнетку, с чарующим голосом, обольстительной улыбкой» (ТиИ. 1903. No 38. С. 690). «Не часто встретишь актрису, которая бы так самоотверженно любила искусство, и в то же время была так идеально скромна, так мало думала о славе» (ТиИ. 1903. No 10. С. 361). При жизни о ней высказывались более сдержанно. «Струйская в начале шестидесятых годов была довольно красивая девушка, с приятной фигурой, со сцены — видного роста, с отчетливым произношением и приличными манерами» (Артист. 1890. No 11. Кн. 4. С. 41. — П.Д. Боборыкин). Боборыкин был еще мягок. Островский, Лесков, Салтыков-Щедрин были о ней другого мнения. Давая характеристику актеров АТ, Островский в 1884 писал о ней: «Это была артистка совсем особенного свойства: она не умела ходить, не умела стоять, — у ней кружилась голова, и она ловила то той, то другой рукой кого-нибудь, чтобы удержаться и не упасть; она не умела читать со смыслом, знаки препинания не имели для нее никакой обязательной силы» (Островский. Т. 10. С. 210). Таков был личный негативный опыт общения драматурга с актрисой. К этой характеристике он добавлял еще немало жестких слов. Между тем после Дуни Струйская довольно успешно сыграла Любовь Гордеевну («Бедность не порок», 1863). А. Григорьев писал, что «она была истинно прекрасна в патетических местах драмы», но все-таки отметил, что ему «недоставало проникновения ролью» (Григорьев. С. 270). Потом «ей не поручали более приличных ролей» (Вольф, 2. С. 22). Скорее всего, она не могла соперничать с Ф.А. Снетковой и А.К. Брошель. Взлет Струйской произошел после их ухода со сцены и закончился с появлением там М.Г. Савиной в 1874. В это период ей удалось добиться некоторых успехов, главным образом в мелодрамах В.А. Дьяченко и В.А. Крылова. «Только в сценах, где можно было плакать или воспроизводить истерики, проявляла некоторую виртуозность» (Артист. 1890. No 11. Кн. 4. С. 41. — П.Д. Боборыкин). С успехом она играла Сашеньку («Светские ширмы», 1866), особенно выразительна была сцена, где полубезумная героиня укачивала куклу. В «Гражданском браке» (1968) «произвела фурор в роли несчастной жертвы — Любови Павловны, сцена смерти от чахотки произвела большое впечатление» (Вольф, 2. С. 36). Но в это же время Салтыков-Щедрин заметил, что ее Софья («Перемелется — мука будет», 1868) долго стонала и потом, «захлебнувшись стоном, падала мертвая» (ОЗ. 1868. No 11. С. 112). В пьесах Островского, после Дуни и Любови Гордеевны, у Струйской удач не было. Сам драматург не без ужаса вспоминал, как он проходил с ней роль царицы Анны в «Василисе Мелентьевой» и не мог добиться от нее ни малейшего смысла (см.: Т. 10. С. 210). Не справилась она с ролью Лидии Чебоксаровой в «Бешеных деньгах», поскольку, по словам критики, «привыкла играть слезливые роли угнетенных невинностей» (БВед.1870. 19 апр.). В роли Аксюши в «Лесе» ее определили как «плаксу» (Голос. 1871. 3 нояб.). Островский отрицательно отозвался о том, как приторно, нарочито наивно, с нарушением психологической правды образа играла Струйская Людмилу в «Поздней любви» (1871) (см.: Т. 10. С. 211). Струйская переиграла множество ролей, в том числе и очень значительных, но они не оставили следа в истории русского театра. Другие роли: Ольга («Лицо и маска»), Лиза («Пучина»), Катерина («Гроза»), Катерина Ивановна («Виноватая»), Гуслярова («Расточитель»), Параша («Горячее сердце»), Градищева («Злоба дня»), Марина («Борис Годунов») и др. Лит.: Вольф, 3. С. 22, 30, 32, 35–39, 42, 44–46, 52, 55, 57, 58, 60, 68, 69, 102–103; Островский. Т. 10 (ук.); Некр.: ИВ. 1903. No 10. С. 360–361; Е.П. Струйская // ЕИТ. 1903/04. Вып. 14. Прил. С. 93–97; Е.П. Струй- ская // ТиИ. 1903. No 38. С. 690–691. Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 2. Д. 18999. Данилова, Л. Струйская Е.П. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 698.
Cпектакли
"Не в свои сани не садись", 1853 (Авдотья Максимовна (Дуня), дочь Русакова (с сентября 1861))
"Лицо и маска", 1861 (Ольга)
"Бедность не порок", 1862 (Любовь Гордеевна (1863))
"Гроза", 1862 (Катерина, жена Тихона Кабанова)
"Воспитанница", 1863 (Надя, любимая воспитанница Уланбековой (26.09.1867))
Показать все (39)