Настоящая фамилия Чистяков.
После окончания гимназии поступил в Харьковский университет. Сценическую деятельность начал во 2-й половине 1850-х, сразу после окончания университета, в труппе Н.К. Милославского. Долгое время выступал как актер-гастролер в провинции, играл в Астрахани, Новочеркасске, Екатеринославе, Харькове, Киеве, Одессе, Баку, Казани, Хабаровске и других городах, где выступал с большим успехом в трагедийных ролях: Отелло, короля Лира, Шейлока, Гамлета, Ричарда III, Франца Моора, Фердинанда и пр., чему способствовали его природные данные. Современники отмечали, что Чарский, будучи человеком с университетским образованием, следил за литературой по истории театра и вращался всегда в литературной и интеллигентной среде. Его игра в роли Гуинплена («Человек, который смеется») произвела большое впечатление на известного театрального критика С.В. Яблоновского (см.: Русское слово. 1910. 6 марта. С. 5). С 1877 Чарский играл в Артистическом кружке Москвы, с 1880 по 1881 в театре Бренко. Во время службы режиссером в московском Пушкинском театре он оказывал покровительство дочери А.А. Потехина, который позже пригласил Чарского в АТ.
В АТ дебютировал в мае 1882 в роли Опольева («Старый барин»). Критика нашла его хорошим актером на амплуа резонеров, отметила успех у публики, хотя сравнения с В.В. Самойловым, по ее мнению, Чарский не выдержал. Удачно выступил Чарский и в комических ролях доктора Нилова («Несчастье особого рода») и Ревякина («Кручина»). Не столь успешным были выступления Чарского в ролях комических резонеров. Его Городулину («На всякого мудреца довольно простоты») ставили в упрек отсутствие светскости манер и ловкости движений. Еще более резкие отзывы получил Стародум («Недоросль»), которого нашли сухим и монотонным. Попытка покорить столичную сцену ролью Отелло потерпела сокрушительный провал. «Г. Чарский в роли Отелло был во всех, даже самых сильных сценах скорее комиком, чем трагиком, — писал рецензент. — Хуже играть роль Отелло, чем играл ее вчера г. Чарский, было бы даже очень трудно. За исключением довольно зычного голоса актер этот... не обладает никакими данными для исполнения столь капитальной роли... а по своей фигуре походил не столько на величественного полководца, сколько на мелкого чиновника, разгуливающего в халате» (Голос. 1882. 19 дек. С. 3). Герой Чарского напоминал «не то крымского татарина, не то просто балаганного героя» (БВед.1882. 21 дек. С. 2). После того как «Отелло» на праздничной неделе не дал хороших сборов, встал вопрос о пребывании Чарского в труппе императорского театра. И хотя в прессе появились сообщения о возобновлении контракта с Чарским, артист предпочел покинуть АТ и снова выступать в провинции, где в той же роли Отелло он имел большой успех. После нескольких лет в провинции Чарский вернулся в Москву, где служил в труппах М.М. Абрамовой (1889–1890), Э.Н. Горевой, М.В. Лентовского, М.В. Лентовского и К.С. Станиславского, а в 1894–1895 стоял во главе Никитского товарищества. Некоторое время Чарский был преподавателем дикции и декламации в театральной школе А.Ф. Федотова. В последние годы работал в Театре Корша (сезоны 1896/1897 и 1897/1898), в труппе М.Я. Пуаре (1901–1902), а затем снова перешел в провинциальные антрепризы. Свой последний сезон Чарский провел в Уфе, где в январе 1910 отметил 45-летний сценический юбилей.
Лит.: ТЭ; Кремлев А.Н. Владимир Васильевич Чарский (Чистяков) как артист и как антрепренер. Казань, 1883; Иванов И. Театр госпожи Горевой // Артист. 1891. No 12. С. 145–152; Некр.: ЕИТ. 1910. Вып. 8. С. 180–181; ТиИ. 1910. No 10. С. 221; ИВ. 1910. Т. 119. С. 396–397; Рус. вед.1910. 6 марта. С. 4; Моск. вед.1910. 7 марта. С. 4; Новости сезона. 1910. 9 марта. С. 9; Бескин Эм. Моск. письма // ТиИ. 1910. No 11. С. 240; Синельников Н.Н. Шестьдесят лет на сцене. Харьков, 1935 (ук.).
Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 2. Д. 24978.
Исмагулова, Т. Чарский В.В. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 768-769.
Читать далее