Жолдак-Тобилевич IV.
Кавалер украинского ордена «За заслуги» III степени.
Происходит из знаменитой династии Тобилевичей-Тарковских — является праправнуком украинского драматурга И.К. Карпенко-Карого и Н. Тарковской, внучатым племянником актеров и режиссеров М. Садовского и П. Саксаганского и имеет общие корни с Арсением и Андреем Тарковскими.
Учился в Национальной художественной школе им. Т.Г. Шевченко (Киев). Окончил в 1989 ГИТИС (курс А.А. Васильева). В 2002–2005 художественный руководитель Харьковского драматического театра им. Т.Г. Шевченко. С 1995 — президент Международного фонда «Ukraine-Culture-Europe». Проживает в Германии. Ставит спектакли в театрах Украины, России, Германии, Франции, Австрии, Финляндии, Румынии и др. Среди постановок: «Швейк», «Три сестры», «Тарас Бульба», «Идиот», «Женитьба», «Отелло», «Гамлет», «Игра снов», «Вишневый сад», «Месяц любви», «Анна Каренина», «Евгений Онегин», «Мадам Бовари», «Zholdak Dreams: похитители чувств» и др. Сотрудничает с петербургскими театрами: «Балтийский дом», БДТ, Михайловским театром, Театром «Русская антреприза им. А. Миронова».
Яркий представитель современного театрального авангарда, сочетающий принципы художественной условности с экспрессивной театральной игрой. Обладает мощной сценической фантазией, масштабностью образного мышления, способностью сопрягать доведенный до символа уровень обобщения с органической правдой эмоций и переживаний героев. Порой, радикально разрушая структуру литературного первоисточника, умеет в своих сценических композициях передавать квинтэссенцию авторской мысли, энергетику поставленных экзистенциальных вопросов.
В АТ в 2016 поставил сп. «По ту сторону занавеса» по пьесе А.П. Чехова «Три сестры», перенеся сюжет изв. пьесы в пространство вселенной и выстроив действие как опыт реинкарнации чеховских героев, спустя тысячелетия, на другой планете. Исходя из размышлений Чехова о смысле жизни, о человеческих страданиях и счастье, непременно открывающемся в будущем, Ж.олдак разрабатывает взаимоотношения героев своей сц. фантазии пронзительно достоверно, экстатически, увлекая в мир вечных человеческих проблем. Помещая зрителей на сцене и делая зрительный зал основной декорацией, Жолдак тем самым вовлекает аудиторию в орбиту происходящего, стирая грань между театром и жизнью. Спектакль АТ был удостоен театральной премии «Золотая маска».
В 2019 сп. Жолдака «Росмерсхольм», поставленный в румынском театре, был показан на Новой сцене АТ в рамках программы Международной театральной олимпиады.
Лит.: Зарецкая Ж. Жолдак восстановит мозг трех сестер// Фонтанка.RU. 2016. 4 февр.; Агишева Н. Три сестры в зазеркалье // Сноб. 2016, 7 февр.; Должанский Р. Сестры как предчувствие // Коммерсант. 2016. 13 февр.; Коваленко Г. Парадокс об авангарде // Независимая газ. 2016. 25 февр.; Авраменко Е. На задворках чеховской пьесы // СПбВед. 2016. 3 марта; Кантор В. «Три сестры». Перезагрузка // Невский театрал. 2016. № 3 (26). С. 28–29; Карась А. Летят, как птицы из неведомого мира // Рос. газ. 2016. 11 марта; Циликин Д. Каракатица // Деловой Петербург. 2016. 11 марта; Горфункель Е. Много шума… // Планета Красота. 2016. № 03–04 (141). С. 70–71.
Чепуров, А. Жолдак А.В. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 291.
Читать далее