Вернуться
Константинов (Делазари, Де-Лазари, де Лазари) Константин Николаевич, артист
Константинов (Делазари, Де-Лазари, де Лазари) Константин Николаевич, артист
Персоналия
Константинов (Делазари, Де-Лазари, де Лазари) Константин Николаевич
Годы жизни
13(25).06, по др. свед. 30.06 (12.07).1838, Карасу-базар Таврической губ. - 12(25).10.1903, Санкт-Петербург, похоронен на Стародеревенском кладб.
Вид деятельности
Период работы в театре
Биография
Сыновья И.К. Делазари — актер, Н.К. Де-Лазари — поэт и прозаик. Из дворян Таврической губернии. Отец Николай Дмитриевич — коллежский асессор и кавалер, мать Елизавета Александровна Ахвердова — дочь полковника. Семья Делазари была большой, кроме Константина в ней еще было 5 детей: Егор (род. в 1827), Василий (род. в 1830), Екатерина (род. 7 июля 1834), Дмитрий (род. 24 нояб. 1835), Николай (род. 21 марта 1837). Д. воспитывался первоначально во 2-м Петербургском Кадетском корпусе, куда поступил в 1848, но был уволен по болезни. С юных лет увлекался театром, играл в домашних спектаклях. Ободренный первыми успехами, решил посвятить себя сценической деятельности. Поступил в Одесский театр и в течение 3-х лет играл там комические роли. Желая также развить свой голос, учился пению в одесской итальянской опере. Переехав в Петербург, продолжил занятия музыкой и пением. Впервые появился перед петербургской публикой летом 1863 в концерте оперной певицы Д.М. Леоновой. В февр. 1864 дебютировал на сцене АТ, сыграв роль Василия Горюна в водевиле «Ямщики, или Как гуляет староста Семен Иванович». Дебют актера был столь успешен, что пьесу повторили и в бенефис П.В. Самойлова. Все еще предназначая себя в драматические актеры, а не в певцы, Делазари сыграл в дальнейшем в водевиле «Отелло на Песках». Дирекция императорских театров заметила его «приятный» голос и 3 июня 1864 ангажировала в русскую оперную труппу на партии второго баритона, но в Московский театр. Делазари проработал там 10 лет, перейдя 16 апр. 1874 в драм. труппу АТ. В АТ он в основном исполнял в комедиях и драмах роли с пением, а также «ему удавались типы различных инородцев» (ТиИ. 1903. № 43. С. 785). Он был незаменим как виртуозный гитарист-аккомпаниатор, затейник и выдумщик многих внутри-театральных событий. Понятия театральный «капустник» тогда еще не существовало, однако нечто похожее на них в АТ практиковалось давно. На «капустные» пироги приглашал к себе домой во время Великого поста премьер АТ К.А. Варламов, собственно, и создавший театральные «капустники». Делазари был незаменим как генератор идей в среде актерской братии. Ни одно юбилейное торжество не обходилось без его гитарного аккомпанемента, дружеских шаржей. Так, в честь 40-летия сценической деятельности В.В. Самойлова в 1875 состоялся бенефис, на котором «артисты Арди и Константинов пропели нарочно сочиненную для юбиляра кантату» (СО. 1875. 19 янв. С. 34). При этом выдающимся актером Делазари не был. Петербургскому зрителю он известен более всего как превосходный исполнитель цыганских романсов и как блестящий имитатор-пародист многих общественных деятелей, которых он копировал с поразительным мастерством. За одну из таких пародий он удостоился высшей награды Персии. 22 мая 1885 персидский шах пожаловал Делазари орден Льва и Солнца IV ст. Некоторое время Делазари выступал и на опереточной сцене сада «Аркадия» вместе с В.В. Зориной, А.Д. Давыдовым (Карапетяном), Л.И. Градовым-Соколовым и др. Последние годы жизни давал уроки на гитаре. Ни одна из певиц, исполнявших цыганские романсы, не обходилась без занятий с ним. Незадолго до смерти Делазари напечатал в «Биржевых ведомостях» ряд фельетонов из московской театральной жизни. Эти очерки — лишь небольшая часть литературного наследия Делазари. Полностью его воспоминания до сих пор не опубликованы, хотя являются довольно ценным свидетельством как общественной, так и театральной жизни 1870–1880-х. Выслужив при дирекции определенный для пенсии срок, и получив ее, он покинул АТ осенью 1886. Скончался от крупозного воспаления легких. Соч.: Тридцать лет на казенных сценах: (Из восп. артиста имп. театров К. Н. Делазари, по сцене Константинова) // БВед., веч. вып. 1903. 4 июля — 31 авг.; Невозвратное прошлое // А.Н. Островский в восп. современников. М., 1966. С. 384–398. Лит.: Пружанский; Савченко Б. Кумиры рос. эстрады. М., 1998. С. 104– 105; Делазари А.Е. Неск. слов о петерб. потомках итальянцев в России // Петерб. исследования. Вып. 5. СПб., 2014. С. 253–266; Монахов И.И. Товарищеские восп. // ЕИТ. 1897/98. Прил. Кн. 1. С. 29; Зарин А. «Люди» и человек: (Памяти К.Н. де-Лазари) // БВед., утр. вып. 1903. 15 окт. С. 2; Дымов О. [Перельман О. И.]. Промежуточный талант // БВед., утр. вып. 1903. 15 окт. С. 2; Константин Николаевич Константинов (де-Лазари) // ЕИТ. 1903/04. Прил. Вып. 14. С. 214–215. Арх.: ИРЛИ. Ф. 144; РГИА. Ф. 497. Оп. 5. Д. 910; Оп. 13. Д. 576. Лопатин, А. Делазари К.Н. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 254.
Cпектакли
"Отелло на Песках, или Петербургский арап", 1864 ( (2-й дебют в АТ))
"Ямщики, или Как гуляет староста Семен Иванович", 1864 (Василий Горюн (дебют на сцене АТ))
"Прекрасная Елена", 1868 (Агамемнон)
"Птички певчие", 1869 (Граф Дон Андрей де Рибейро, губернатор города Лима, в Перу)
"Две сиротки", 1875 (Мартен, буржуа)
Показать все (13)