Настоящая фамилия Чегодаева, по мужу Малова.
Дочь отставного подпоручика. Окончила частную театр. школу Д.Д. Коровякова в Петербурге в 1887. Тогда же была приглашена в АТ. В 1888 вышла замуж за художника А.К. Малова. В 1895–1897 Пасхалова служила в Театре Литературно-художественного общества. С конца 1897 начала играть в провинции, в разных антрепризах (Н. Синельникова в Харькове, Н. Соловцова в Киеве и др.). Вскоре стала там одной из первых актрис. В 1903 Пасхалова недолго была в антрепризе Е.Е. Ковалевского в Москве. Встречавший ее в начале века А.С. Суворин отмечал, что она «развилась и значительно поумнела. У нее есть взгляды на пьесы и роли, иногда оригинальные. Очевидно, изучала, думала» (Дневник А. С. Суворина. М., 1999. С. 392).
С 1904 и до смерти Пасхалова играла в провинции. Писали о ней мало, иногда ошибочно вспоминали в связи с музыкальной династией Пасхаловых.
В АТ Пасхаловой поручали ранние роли Савиной. Ее дебют в роли Нади («Воспитанница») был встречен восторженно. «Дебютантка совсем еще юная, но уже опытная артистка, с редкою сценическою внешностью, с тем огоньком недюжинного таланта, который невольно сообщался зрителям» (Петерб. газ. 1887. 13 мая). Затем она играла Верочку («Месяц в деревне»), Лидочку («Дело»), Аксюшу («Лес»), Любовь Гордеевну («Бедность не порок»). Но конкуренции с Савиной явно не выдерживала. В годы пребывания в АТ Пасхалова только еще набирала силу. Она была изящна, красива, принесла с собой на сцену ярко выраженное лирическое начало, но, как и позднее, ее игру портили отсутствие темперамента, некая вялость.
Суворин находил ее «неинтересной и бесцветной» (Дневник А.С. Суворина. Изд. 2-е. М., 2000. С. 248), однако поручал ей ответственные роли, в т.ч. Жанну д’Арк в «Орлеанской деве» (1895). Эта героиня в исполнении Пасхаловой была «робкая, сомневающаяся, экзальтированная» девочка» (НиБГ. 1895. 22 нояб.). Позже, вспоминая спектакль, Е.П. Карпов писал, что «талантливая артистка» не захватила зрителей своим исполнением, «требующим трагического подъема и большой силы голоса» (ИВ. 1914. № 9. С. 894).
Другие роли в АТ: Дашенька («Мишура»), Мери («Замшевые люди»), Лизавета Ивановна («В чужом пиру похмелье»), Елена («Злоба дня»), Татьяна («Грех да беда на кого не живет»).
Роли в других театрах: Маргарита Готье («Как поживешь, так и прослывешь»), Лариса («Бесприданница»), Катерина («Гроза»), Соня («Дядя Ваня»), Маша («Три сестры»), Нора, Луиза Миллер («Коварство и любовь»), Марикка («Огни Ивановой ночи»).
Лит.: Гнедич. С. 45, 46, 59; R. Театр и музыка // НВ. 1887. 14 мая; К. Кнд [Михневич В.О.] Театр и музыка // НиБГ. 1887. 14 мая; Николаев Н. Письма из Киева // Театр и иск-во. 1908. № 12. С. 267–268.
Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 5. Д. 2395.
Данилова, Л. Пасхалова А.А. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 542-543.
Читать далее