Награждена орденом Дружбы (1998), орденом Почета (2008).
Была замужем за актером М.Б. Погоржельским. В 1930–1934 обучалась в Ленинградском хореографическом училище. После ареста отца П.В. Карташева и высылки матери, уехала с ней в Куйбышев, где окончила в 1940 среднюю школу. В 1940 поступила в ЛГТИ (класс Б.М. Сушкевича).
В начале Великой Отечественной войны вместе с другими студентами участвовала в оборонительных работах. Накануне блокады Ленинграда уехала в Саранск к эвакуированной матери и не смогла вернуться в родной город. Работала почтальоном в саранском эвакогоспитале, играла в кружке художественной самодеятельности при нем. Вскоре была приглашена в Мордовский музыкально-драматический театр, где дебютировала в роли Виолы («Двенадцатая ночь»). В 1943, сразу после освобождения городов Орловско-Курской дуги, в составе бригады актеров Мордовской АССР выступала на фронте.
Осенью 1943 продолжила учебу в Студии АТ, эвакуированного в Новосибирск. Как артистка студии выступала в Новосибирске и Ленинграде. Исполняла эпизодические роли: Надежда («Домик в Черкизове»), Мария («Школа злословия»), 5-я княжна («Горе от ума»), участвовала в массовых сценах («Как закалялась сталь»).
В 1947 по приглашению Ю.А. Завадского вошла в труппу Театра им. Моссовета, в котором работала до конца жизни. Дебютировала в роли Дездемоны («Отелло»). В репертуаре Карташевой, особенно в последние сезоны, преобладали роли в зарубежных пьесах.
К основным ее работам относятся: баронесса Штраль («Маскарад») и Катерина Ивановна («Петербургские сновидения»). Играла Регану («Король Лир»), Татьяну («Трое»), фрау Бертхольт («Суд над судьями»), леди Брэкнелл («Как важно быть серьезным»), Анну Дмитриевну Каренину («Живой труп»), Дуэнью («Рюи Блаз»), мать Шарля Бовари («Мадам Бовари»), миссис Даджен («Ученик дьявола») и мн. др. Актрису отличают «благородство облика, изящество пластики, интеллигентность интонаций, умная ирония и разумная строгость средств выразительности» (Театр им. Моссовета. М., 2001. С. 141. — А. Иняхин).
Карташева стала одной из «закадровых звезд» кинематографа. В 1950– 1960-е она озвучивала практически всех героинь зарубежных фильмов, дублируя О. Хепберн, К. Хепберн, М. Влади и мн. др. Здесь обрела собственный исполнительский стиль — «темпераментный, изящно-театральный, смелый и свободный» (Там же. С. 149).
Соч.: Я помню это всю жизнь… // Театр. 1985. № 4. С. 58–60; «Я все вам дал!» // ЛГ. 2001. 21–27 февр. С. 12; «Мне выпало счастье общаться с гигантами» // Челябинский рабочий. 2005. 10 сент.
Лит.: Репертуар АТ (ук.); Ирина Карташева // Дом актера. 2002. № 73. С. 4.
Арх.: РГИСИ. Ф. 352. Оп. 1. Д. 1154. Л. 45–49; АТ (Личная учетная карточка И.П. Карташевой).
Сбоева, С. Карташева И.П. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 342-343.
Читать далее