Вернуться
Чернышев Иван Егорович, драматург, артист, прозаик
Чернышев Иван Егорович, драматург, артист, прозаик
Персоналия
Чернышев Иван Егорович
Годы жизни
20.06 (2.07).1834, Бежецк - 16 (28).11.1863, Санкт-Петербург, похоронен на Смоленском кладб.
Вид деятельности
Драматург, артист, прозаик
Период работы в театре
1852 — 1853, 1856 — 1863
Биография
Настоящая фамилия Ефимов, псевдонним Иван Егоров. Родился в многодетной семье крепостных поручицы Жеребцовой, по ее завещанию Чернышевы получили вольную и переехали в Петербург. Учился у П.И. Григорьева в петербургском императорском Театральном училище, по окончании в 1852 был зачислен в труппу АТ и отправлен выступать в провинцию; в 1853–1855 отпуск продлевался. Играл вторые роли на сценах Вологды, Воронежа и др., выступал пропагандистом пьес Островского, еще мало известных в провинции. В 1856 Чернышев вернулся в АТ, играл вторые роли, которые строились на вариациях черт устойчивого типа «маленького человека»; лучшие из них — учитель Иванов («В чужом пиру похмелье») и хозяин постоялого двора Степан Федоров («Чужое добро впрок нейдет»). С 1860 печатался в сатирическом журнале «Искра» — издании остром, полемичном, злободневном и демократическом. Здесь была опубликован цикл очерков «Встречные-поперечные» под псевдонимом «Иван Егоров», оказавших влияние на сценическую карьеру Чернышева: и начальник репертуарной части П.С. Федоров, и режиссер Е.И. Воронов попали в число сатирически изображенных литературных героев очерков, были обижены этим и отыгрывались при распределении ролей. Чернышев оставил заметный след в истории АТ в качестве драматурга. Свои первые водевили «Сборы на Крестовский» и «Tailleur R. Valaïkin» («Портной Р. Валяйкин») Чернышев написал еще воспитанником Театрального училища, подражая своему учителю актеру-водевилисту П.И. Григорьеву. Драматургия Чернышева во многом определила доминанту творчества А.Е. Мартынова — сценическое воплощение типа «маленького человека». Другой важной темой для Чернышева стала закулисная жизнь, изображенная реалистически, начиная с таких ранних пьес из театрального быта, как «Охота пуще неволи, или Хочу быть актером», «Примадонна» и «Комедия из-за драмы, или Бенефисные хлопоты» (все три — 1858). В последней из них нравы закулисья были саркастически сгущены, жанр пьесы оказался близким к трагикомедии, а роль суфлера Абросимова в исполнении Мартынова оказалась поворотной в репертуаре актера, занимавшего амплуа комика и привычно воспринимавшегося таковым. Пьесы «Жених из долгового отделения» (1858), «Не в деньгах счастье» (1859) и «Отец семейства» (1860) и, соответственно, главные роли в них (Ладыжкин, Боярышников и Трубин-Разладин) были написаны специально для Мартынова и в расчете на его артистическую индивидуальность. В процессе воплощения Мартыновым на петербургской сцене этих ролей, в свою очередь, формировалась мартыновская школа актерской игры. И.С. Тургенев писал Л.Н. Толстому: «Мартынов на днях создал удивительную роль (не комическую) в новой пьесе Чернышева „Не в деньгах счастье“. Стоит приехать из Москвы посмотреть на нее» (ПСС. Письма. М.; Л., 1961. Т. 3. С. 268). После кончины Мартынова в 1860 Чернышев написал еще 6 пьес, все они были поставлены на императорской сцене. Самой значительной из них стала комедия «Испорченная жизнь», посвященная теме женской эмансипации и предназначенная для Ф.А. Снетковой, к которой Чернышев питал пылкую и безответную любовь. Другие пьесы: «Сельская школа» (1862), «Новгородцы в Ревеле» (1862, совместно с А.А. Соколовым), «Зачастую» (1863), «Золотая удочка» (соавтор и издатель Г.Н. Жулев, 1869), «Черненькие и беленькие» (переделана из комедии Чернышева «Паутинка» и издана Г.Н. Жулевым, 1873). Романы Чернышева посвящены жизни современного ему театра: «Уголки театрального мира» (ОЗ. 1862. No 9. С. 1–122; No 10. С. 219–316; No 11. С. 44–145) и «Петербургские актрисы». После смерти актера его друг Г.Н. Жулев издал романы отдельными книгами (1875 и 1876). Чернышев умер от водянки в полном одиночестве в год, когда Ф.А. Снеткова вышла замуж за офицера и дворянина С.С. Перфильева, оставила сцену и переехала в Москву. Лит.: Брокгауз; РБС; ТЭ; РП; Репертуар АТ (ук.); Вольф, 3. С. 15, 18, 23, 24, 52; Россиев П.А. И.Е. Чернышев // ЕИТ. 1913. Вып. 7. С. 145–156; Альтшуллер А.Я. Александр Евстафьевич Мартынов. Л.; М., 1959. С. 163–179; Золотницкая Т.Д. Фанни Снеткова. Л., 1973. С. 32–45, 56, 60–63, 78–95, 97; Она же. А.Е. Мартынов. Л., 1988. С. 145–156, 158, 167, 168, 175, 180; Сюжеты. С. 181–198. Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 2. Д. 13686. Золотницкая, Т. Чернышев И.Е. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 777-778.
Cпектакли
"Хоть тресни, а женись", 1850 (Алкид (1852, дебют на сцене АТ))
"Сборы на Крестовский в чухонскую деревню", 1852 (Карлуша Флейт, молодой подмастерье Колечкина)
"Чужое добро впрок нейдет", 1855 (Степан Фёдоров, крестьянин, хозяин постоялого двора)
"В чужом пиру похмелье", 1856 (Иван Ксенофонтович Иванов, отставной учитель)
"Не сошлись характерами!", 1858 (Прежнев)
Показать все (7)