Настоящая фамилия Ефимов, псевдонним Иван Егоров.
Родился в многодетной семье крепостных поручицы Жеребцовой, по ее завещанию Чернышевы получили вольную и переехали в Петербург. Учился у П.И. Григорьева в петербургском императорском Театральном училище, по окончании в 1852 был зачислен в труппу АТ и отправлен выступать в провинцию; в 1853–1855 отпуск продлевался. Играл вторые роли на сценах Вологды, Воронежа и др., выступал пропагандистом пьес Островского, еще мало известных в провинции.
В 1856 Чернышев вернулся в АТ, играл вторые роли, которые строились на вариациях черт устойчивого типа «маленького человека»; лучшие из них — учитель Иванов («В чужом пиру похмелье») и хозяин постоялого двора Степан Федоров («Чужое добро впрок нейдет»). С 1860 печатался в сатирическом журнале «Искра» — издании остром, полемичном, злободневном и демократическом. Здесь была опубликован цикл очерков «Встречные-поперечные» под псевдонимом «Иван Егоров», оказавших влияние на сценическую карьеру Чернышева: и начальник репертуарной части П.С. Федоров, и режиссер Е.И. Воронов попали в число сатирически изображенных литературных героев очерков, были обижены этим и отыгрывались при распределении ролей.
Чернышев оставил заметный след в истории АТ в качестве драматурга. Свои первые водевили «Сборы на Крестовский» и «Tailleur R. Valaïkin» («Портной Р. Валяйкин») Чернышев написал еще воспитанником Театрального училища, подражая своему учителю актеру-водевилисту П.И. Григорьеву. Драматургия Чернышева во многом определила доминанту творчества А.Е. Мартынова — сценическое воплощение типа «маленького человека».
Другой важной темой для Чернышева стала закулисная жизнь, изображенная реалистически, начиная с таких ранних пьес из театрального быта, как «Охота пуще неволи, или Хочу быть актером», «Примадонна» и «Комедия из-за драмы, или Бенефисные хлопоты» (все три — 1858). В последней из них нравы закулисья были саркастически сгущены, жанр пьесы оказался близким к трагикомедии, а роль суфлера Абросимова в исполнении Мартынова оказалась поворотной в репертуаре актера, занимавшего амплуа комика и привычно воспринимавшегося таковым. Пьесы «Жених из долгового отделения» (1858), «Не в деньгах счастье» (1859) и «Отец семейства» (1860) и, соответственно, главные роли в них (Ладыжкин, Боярышников и Трубин-Разладин) были написаны специально для Мартынова и в расчете на его артистическую индивидуальность. В процессе воплощения Мартыновым на петербургской сцене этих ролей, в свою очередь, формировалась мартыновская школа актерской игры. И.С. Тургенев писал Л.Н. Толстому: «Мартынов на днях создал удивительную роль (не комическую) в новой пьесе Чернышева „Не в деньгах счастье“. Стоит приехать из Москвы посмотреть на нее» (ПСС. Письма. М.; Л., 1961. Т. 3. С. 268). После кончины Мартынова в 1860 Чернышев написал еще 6 пьес, все они были поставлены на императорской сцене. Самой значительной из них стала комедия «Испорченная жизнь», посвященная теме женской эмансипации и предназначенная для Ф.А. Снетковой, к которой Чернышев питал пылкую и безответную любовь.
Другие пьесы: «Сельская школа» (1862), «Новгородцы в Ревеле» (1862, совместно с А.А. Соколовым), «Зачастую» (1863), «Золотая удочка» (соавтор и издатель Г.Н. Жулев, 1869), «Черненькие и беленькие» (переделана из комедии Чернышева «Паутинка» и издана Г.Н. Жулевым, 1873).
Романы Чернышева посвящены жизни современного ему театра: «Уголки театрального мира» (ОЗ. 1862. No 9. С. 1–122; No 10. С. 219–316; No 11. С. 44–145) и «Петербургские актрисы». После смерти актера его друг Г.Н. Жулев издал романы отдельными книгами (1875 и 1876).
Чернышев умер от водянки в полном одиночестве в год, когда Ф.А. Снеткова вышла замуж за офицера и дворянина С.С. Перфильева, оставила сцену и переехала в Москву.
Лит.: Брокгауз; РБС; ТЭ; РП; Репертуар АТ (ук.); Вольф, 3. С. 15, 18, 23, 24, 52; Россиев П.А. И.Е. Чернышев // ЕИТ. 1913. Вып. 7. С. 145–156; Альтшуллер А.Я. Александр Евстафьевич Мартынов. Л.; М., 1959. С. 163–179; Золотницкая Т.Д. Фанни Снеткова. Л., 1973. С. 32–45, 56, 60–63, 78–95, 97; Она же. А.Е. Мартынов. Л., 1988. С. 145–156, 158, 167, 168, 175, 180; Сюжеты. С. 181–198.
Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 2. Д. 13686.
Золотницкая, Т. Чернышев И.Е. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 777-778.
Читать далее