Настоящая фамилия фон Фессинг.
Из дворян Харьковской губ. В 1890–1894 обучался в реальном училище в Харькове, в 1894–1895 — на биологическом факультете Брюссельского университета. В 1898 по окончании драматического отделения Музыкально-драматического училища при московском Филармоническом обществе (класс В.И. Немировича-Данченко) вступил в труппу МХТ, как и его однокашники В.Э. Мейерхольд и О.Л. Книппер. В МХТ Загаров работал до 1906 (с перерывами), сыграв Сорина в «Чайке», Публия и Пиндара в «Юлии Цезаре», Акима во «Власти тьмы», Чебутыкина в «Трех сестрах», Шуйского в «Царе Федоре Иоанновиче» во время зарубежных гастролей театра. Лучшей его ролью на сцене МХТ стала роль Клеща в «На дне», на которую он был назначен по личной рекомендации М. Горького. Драматургии и образам Горького Загаров оставался верен как актер и режиссер и в дальнейшем (Влас в «Дачниках», Нил в «Мещанах», Протасов в «Детях солнца», пост. «Мещан» в Грозном в 1907 и др. роли и спектакли).
Режиссурой Загаров начал заниматься в сезон 1901/02, гастролируя в Ярославском театре, антрепренером и художественным руководителем которого был его коллега по работе в МХТ М.Е. Дарский. С 1904 Загаров работал актером и очередным режиссером Товарищества Новой драмы Мейерхольда, где сыграл ряд ролей, из которых наиболее известна роль Штокмана в «Докторе Штокмане». Загаров был актером и режиссером театра в Грозном (1907), театра К.Н. Незлобина в Риге (1907–1908), Херсонского городского театра (1909–1910). В сезон 1910/11 Загаров был главным режиссером Театра Корша. Современники отмечали склонность Загарова к чрезмерной подробности бытовых деталей и натурализму.
В 1911–1916 Загаров был актером и режиссером в АТ. Наиболее известной его работой в этот период стала совместная с Мейерхольдом пост. сп. «Живой труп» (1911). По замыслу Мейерхольда спектакль состоял из ряда коротких картин, постановка которых была поделена между ним и Загаровым. В 1912 совместно с М.Е. Дарским поставил сп. «Двенадцатый год». В сезон 1916/17 Мейерхольдом и Загаровым была осуществлена пост. «Романтиков». В соответствии с программой директора императорских театров В.А. Теляковского по повышению уровня постановочной культуры александринских спектаклей Загаров, как и другие режиссеры АТ, занимался возобновлением постановок классики (напр., «Бесприданница», 1915). Вместе с тем ни одна из его самостоятельных и совместных режиссерских работ не стала значительным явлением в репертуаре АТ.
После Октябрьской революции украинской театральной общественностью Загаров был приглашен в Киев и более 10 лет работал на Украине (1918–1928), сыграв значительную роль в становлении и развитии украинского советского театра, где его называли «украинским Станиславским». В 1918 Загаров стал одним из создателей и главным режиссером киевского Государственного драматического театра (в 1919 переименованного в Первый государственный драматический театр УССР им. Т.Г. Шевченко и позднее перебравшегося в Екатеринослав — Днепропетровск), где ставил классику и современные русские и украинские пьесы. Загаров был одним из наиболее последовательных приверженцев драматургии Леси Украинки, поставившим в различных украинских театрах многие ее пьесы и драматические поэмы, несмотря на то, что его постановочный метод находился в некотором противоречии с их поэтической природой. Сотрудничал с Л. Курбасом, сыграл роль Благочинного в его знаменитой пост. «Гайдамаков».
В 1921–1923 Загаров был художественным руководителем Львовского украинского театра «Руська бесiда», в 1923–1925 — художественным руководитель Ужгородского украинского театра, во второй половине 1920-х возглавлял харьковский Краснозаводский театр в рабочем районе города. В 1927 был руководителем Харьковского государственного театра.
В конце 1920-х Загаров работал режиссером в Московском Рабочем Передвижном театре. В период 1929–1939 был актером и главным режиссером театров Пензы, Барнаула, Хабаровска, Владивостока, Коврова и др. В 1939–1941 — актер и режиссер в саратовском ТЮЗе и в Саратовском театре им. К. Маркса. Загарова, работавшего с актерами индивидуально, называли «режиссером-педагогом». Театральной педагогикой он занимался с 1901 и до конца жизни: преподавал в Музыкально-драматическом училище при московском Филармоническом обществе (1901–1903 и 1916), в студии С.В. Халютиной, в школе МХТ, в студии при театре Суходольских. С 1919 Загаров преподавал в киевском Музыкально-драматическом институте им. Н.В. Лысенко (с 1920 — проф.), на базе которого в 1934 был основан Украинский институт театрального искусства им И.К. Карпенко-Карого. В 1922–1923 был преподавателем и директором Львовской школы драматического искусства. На протяжении всего театрального пути Загаров был настойчивым пропагандистом школы Станиславского, страстным проповедником сц. реализма в режиссуре и в актерской игре. Основываясь на учении Станиславского, Загаров написал и издал книгу «Искусство актера» на украинском языке, которым владел в совершенстве. В 1905 и в 1917–1918 Загаров — в армии. В 1924 сыграл роль Ивана в фильме «Золотой волк» (1924).
Соч.: Мистецтво актора. Киiв, 1920.
Лит.: Репертуар АТ (ук.); Гладков Н.А. А.Л. Загаров — мастер и человек. Ковров, 1939; Зюков Б. Б. На сцене и экране — Леся Украинка. Киев, 1987. С. 63, 64, 66, 67, 69, 72, 85; Большакова Т. От имени учеников // ТЖ. 1959. № 16. С. 30–31; Никеев В. Его называли украинским Станиславским // Радуга. 1965. № 3. С. 160–166; Никеев В. Будто радуга семицветная: К 100-летию со дня рождения А.Л. Загарова // ТЖ. 1977. № 2. С. 30–31.
Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 13. Д. 1120.
Кириллов, А. Загаров А.Л. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 296-297.
Читать далее