Вернуться
Делазари (Де Лазари, де-Лазари) Иван Константинович, артист
Делазари (Де Лазари, де-Лазари) Иван Константинович, артист
Персоналия
Делазари (Де Лазари, де-Лазари) Иван Константинович
Годы жизни
05.01.1875 - 1931, Москва
Вид деятельности
Период работы в театре
Биография
1-я жена — Е.Г. Легат, солистка балета Мариинской труппы. Из дворян Таврической губ. Сын актера АТ К.Н. Делазари (Константинова). Учился в приюте принца П.Г. Ольденбургского. С 1893 был канцелярским служителем в контрольной службе Балтийской и Псковско-Рижской ж. д., с 1894 — в Гос. дворянском земельном банке, с 1897 — канцелярским чиновником Московской конторы императорских театров. Имел общественную должность, являясь с 1898 почетным старшиной Московского совета детских приютов. В 1900–1907 служил помощником режиссера балетной труппы императорских Московских театров, а затем до 1912 — ее режиссером. В АТ исполнял роли с пением, которые фактически по наследству перешли к нему от отца. Так же, как и отец, Делазари блестяще владел своим небольшим голосом и гитарой, что позволяло ему выступать в дивертисментах, антрактах. Об одном из таких выступлений в пользу раненых солдат писала газета «Речь»: «В вестибюле театра публику встретила залихватская песня под звон балалайки: это Ходотов и Де-Лазари, необыкновенно быстро перебравшиеся сюда со сцены, призывали таким способом жертвовать на белье солдатам. Лихо, звонко выговаривал Ходотов импровизированные строфы своей песни, бойко перебирал струны Де-Лазари, и меховая шапка Ходотова быстро наполнялась монетами и бумажками. Все аплодировали, от души кричали: „Браво, Ходотов!“ — и, может быть, смутно думали в эту минуту о том, что сказал когда-то Толстой: о том, что самое примитивное искусство, самая простая песня, рожденная живым движением души, гораздо выше и гораздо больше дает нам, чем то старательно разрабатываемое „поддельное“ искусство профессионалов, которое так часто преподносят нам литература и сцена» (Речь. 1914. 2 нояб. С. 5. — Л. Гуревич). Делазари аккомпанировал многим драматическим актерам, коллегам по АТ, а также эстрадным «звездам» начала XX в. (Ю. Морфесси, М. Вавичу и др.). «Однажды мне посчастливилось быть на вечере у К.А. Варламова. Под аккомпанемент известного гитариста Де-Лазари Давыдов пел на этом вечере романсы А. Варламова и других русских композиторов, и пел, надо сказать, замечательно. По сей день звучат у меня в ушах романсы „О, позабудь былые увлеченья“ и „Голосистая птичка“», — вспоминал Я.О. Малютин (Актеры моего поколения. Л.; М. 1959. С. 167). «Гитара же Де-Лазари — вся трепет, экстаз, увлечение. Живая галльская кровь с цыганским задором. А лицо — русского актера: лысый и бритый бывший брюнет. Где появляется Де-Лазари — Ванечка Де-Лазари — там вырастает веселье. В пустыне Сахара появился бы зеленый оазис. У Ванечки Де-Лазари — внучки, а он бренчит и подпевает, как восемнадцатилетняя цыганка…» (ГЦММК им. М. Глинки. Ф. 359. № 64. Д. 8482. Л. 463–465). В годы Первой мировой войны выезжал на фронт с выступлениями перед солдатами, принимал участие в благотворительных концертах и сборах денег для раненых. Всеми силами стремился попасть на фронт и в 1916 оказался в VII армии, служа в санитарном отряде при полевом военно- санитарном поезде № 143. Был награжден орденом Св. Анны III ст. (1916) и Георгиевской медалью IV ст. (1917). В пору революционных событий получил тяжелейшее увечье от возбужденной толпы, искалечившей бывшего «солиста его величества». Лит.: Делазари А.Е. Неск. слов о петербургских потомках итальянцев в России // Петерб. исследования. Вып. 5. СПб., 2014. С. 253–266; Ходотов (ук.). Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 13. Д. 576. Лопатин, А. Делазари И.К. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 253-254.
Экспонаты, связанные с персоналией Отобрано: 1