Персоналии
Стахова (Враская) Варвара Степановна, артистка
Стахова (Враская) Варвара Степановна, артистка
Персоналия
Стахова (Враская) Варвара Степановна
Годы жизни
28.11.(10.12).1884, Киев - 11.02.1950, Париж, похоронена на кладб. Сент-Женевьев-де-Буа
Вид деятельности
Артистка
Период работы в театре
Биография
Урожденная Враская, по мужу Котляревская, в монашестве сестра Вероника. Дочь действительного тайного советника, сенатора С.Б. Враского. В 1924–1925 — жена заведующего репертуарной частью АТ Н.А. Котляревского. Окончила Закавказский девичий институт в Тифлисе, 2 года проучилась на Высших женских курсах в Петербурге. В 1904 поступила на Драматические курсы петербургского императорского Театрального училища. С 1905 занималась в Школе МХТ, с 1905 по 1911 актриса МХТ, роли: Танцующая («Жизнь Человека»), Неродившаяся душа, Душа света («Синяя птица»), Машенька («На всякого мудреца довольно простоты»), Соня («Miserere»), Наталья Дмитриевна («Горе от ума»). Сославшись на слабость здоровья и настояние семьи, покинула МХТ. Считая уход Враской ошибкой, Станиславский 30 мая 1911 в письме к ней напутствовал актрису перед поступлением в АТ: «Постарайтесь на практике осуществить то, что вы полюбили, и поддержите доброе имя и принципы Художественного театра. Служите искусству, не личному успеху — подчините себя строгой этике. Терпеливо проводите новое, не обижая и не оскорбляя старого» (Ежегодник МХАТ. М., 1948. Т. 1. С. 489). В АТ Стахова играла небольшие и вторые роли. Среди них: Саша («Живой труп»), Труда («Огни Ивановой ночи»), Марья Антоновна («Ревизор»), Марианна («Тартюф»), Лизавета Ивановна («В чужом пиру похмелье»), княжна Людмила Павловна («Профессор Сторицын»), инфанта Феникс («Стойкий принц»), племянница («Маскарад»), Аня («Вишневый сад»), Паранис, паж и Брангена («Шут Тантрис»), Джулия Мальвиль («Соперники»), Артур, паж герцогини Гиз («Генрих III и его двор»), герцогиня Мальборо и Абигайл («Стакан воды»), Этель («На полпути»), графиня («Безумный день, или Женитьба Фигаро»). По характеристике Л.Я. Гуревич, в спектакле «На полпути» «Стахова в неблагодарной роли ingénue дала изящный и четкий образ молоденькой англичанки» (Мейерхольд в русской театральной критике, 1892–1918. М., 1997. С. 281). О постановке пьесы «Стойкий принц» Гуревич писала: «…режиссура Мейерхольда давала чувствовать себя на этот раз почти непрерывно, никто из актеров не был прост и непосредственен в драме Кальдерона. Произнося монологи, они медленно подвигались вперед — осторожными, рассчитанными шагами, словно идя по канату, или же застывали на месте, отставив одну ногу назад, откинув корпус, напряженно подняв руку. Таков был г. Константинов в роли царя Феса, Стахова — инфанты Феникс, Вивьен — принца Дон Энрике» (Речь. 1915. 25 апр. С. 5). Летом 1916 находилась в действующей армии (Питательный и перевязочный пункт имени Великой княгини Ксении Александровны в Штокмансгофе Риго-Орловской ж. д.). В советское время репертуар Стаховой пополнили роли: 2-я и 1-я княжны («Горе от ума»), Агничка («Холопы»), жена археолога Шуазеля («Декабрист»), Александра («Идиот»), Машенька («На всякого мудреца довольно простоты»), Софья Петровна («Кулисы»), Шура Кедрова («Сестры Кедровы»), г-жа Аррьего («В царстве скуки»), Лобастова («Смерть Пазухина»). В 1918 актриса выступала на сцене Дома рабочих Коломенского р-на (б. Луна-Парк). Обладала широким кругом литературных знакомств, среди ее корреспондентов были И.А. Бунин, К.Д. Бальмонт и др. Встреча с игуменией Воскресенской Покровской общины Ефросинией (Арсеньевой) изменила жизнь Стаховой, перешедшей под ее руководство. После кончины Н.А. Котляревского, оставив театр, с 1927 Стахова некоторое время жила в монашеской общине Иоанновского монастыря на территории Александро-Невской лавры в Ленинграде, собирая и распространяя церковные стихи, псалмы и акафисты. В 1932 была приговорена к 3 годам лагерей. В 1933, выйдя досрочно по инвалидности на свободу, постриглась в монашество с именем Вероника. Эмигрировала во Францию. Соч.: М Вероника (Котляревская). Восп. монахини // Русский паломник. 2002. № 25. С. 51–76). Лит.: Репертуар АТ (ук.); Вас-ий Л. [Л. Василевский]. Михайловский театр. «Тартюф» // Речь. 1911. 20 нояб. С. 6; Н. Р-кий [Н.А. Россовский]. Театральный курьер // Петроградский листок. 1915. 24 апр. С. 4; Русские писатели эмиграции: Биогр. свед. и библ. кн. по богословию, религиозной философии, церковной истории и правосл. культуре, 1921–1972. Boston, 1972; Старк Б., протоирей. По страницам Синодика // Рос. архив. V. М., 1994. С. 625; Минувшее: Ист. альманах. Вып. 24. СПб., 1998. С. 522; Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии: ХХ столетие. 2-е изд. СПб., 2002. С. 83; Ленинградский мартиролог. СПб., 2014. Т. 13 (ук.); Сюжеты, 2. С. 200–241. Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 13. Д. 219; ЦГИА СПб. Ф. 2279. Оп. 1. Д. 20; ОР РНБ. Ф. 587. Оп. 1. Д. 2573; Ф. 773. Д. 1067; ИРЛИ. Ф. 135, 454. Галанина, Ю., Сбоева, С. Стахова В.С. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 687-688.