Вернуться
Пронин Борис Константинович, помощник режиссера, артист вспомогательного состава, театральный деятель
Пронин Борис Константинович, помощник режиссера, артист вспомогательного состава, театральный деятель
Персоналия
Пронин Борис Константинович
Годы жизни
07.12.1875, Чернигов - 29.10.1946, Ленинград, похоронен на Серафимовском кладб. 22 уч.
Вид деятельности
Помощник режиссера, артист вспомогательного состава, театральный деятель
Период работы в театре
1911 — 1912, 1938 — 1946
Биография
Сын личного дворянина, чиновника казначейства. В 1897, окончив киевскую коллегию П. Галагана, поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета (затем перешел на естественное отделение физико-математического факультета, а потом — на юридический, но учиться дальше не стал). Некоторое время посещал Московский университет, но в связи со студенческими волнениями весной 1900 был выслан из Москвы. В 1902 отправился в Лион, где поступил на медицинский факультет университета. В 1905 принимал активное участие в создании Студии МХТ на Поварской (заведовал ее хозяйственной частью, фактически был секретарем К.С. Станиславского). Участвовал в гастрольных поездках Товарищества новой драмы В.Э. Мейерхольда. В 1906–1907 работал помощником режиссера (Мейерхольда) в Театре В.Ф. Комиссаржевской. В 1907– 1908 — в студии П.М. Ярцева в Москве. В 1908–1909 Пронин вновь в Петербурге, где участвовал вместе с Мейерхольдом в устройстве кабаре «Лукоморье», в организации мейерхольдовского «Дома интермедий». Был принят в АТ на службу по контракту с 1 мая 1911 по 1 мая 1912 (фактически проработал до окт. 1911). Исполнял обязанности помощника режиссера русской драматической труппы. Участие в организации литературно-артистического кабаре «Бродячая собака» стало причиной изменившегося отношения к нему дирекции императорских театров. В действительности основным поводом для увольнения Пронина из АТ стало получение дирекцией секретных сведений от начальника Дворцовой полиции и Охранного отделения Е.Н. Волкова, «в виду чего г-ну Пронину было предложено подать прошение об увольнении его от службы Дирекции» (РГИА. Ф. 497. Оп. 5. Д. 2578. Л. 7.), — как писал В.А. Теляковский в секретном письме от 3 окт. 1911. «В конце 1911 г., когда полиция в связи с убийством П.А. Столыпина проводила проверку благонадежности сотрудников императорских театров, это обстоятельство вскрылось, и Пронин был уволен из Александринского театра», — говорится в комментариях к статье А.Е. Парниса и Р.Д. Тименчика «Программы „Бродячей собаки“» (ПКНО. 1983. С. 244). В 1911–1919 Пронин — один из руководителей литературно-художественных кабаре «Бродячая собака» и «Привал комедиантов». Их существование во многом было результатом его неукротимой энергии и творческой фантазии. В 1925 Пронин открыл в Москве кафе «Странствующий энтузиаст». В 1926 был арестован и выслан в Кокшайск, в ссылке в конце 1920-х жил в Йошкар-Оле, затем в Батуми. В начале 1930-х вернулся в Ленинград и по ходатайству артистов был принят в АТ, на сей раз актером. Играл эпизодические роли, участвовал в массовых сценах, был статистом. «Борис Пронин, скромный статист Александринки, — абсолютный артист», — писала о нем современница (Лещенко-Сухомлина Т. Долгое будущее. Дневник. Восп. М., 1991. С. 157). Во время Великой Отечественной войны вместе с АТ эвакуировался в Новосибирск. По возвращении продолжал официально числиться в АТ, однако его деятельность была гораздо шире и по-прежнему определялась как культуртрегерская: «Борис Пронин — редчайшая из птиц. Абсолютная непосредственность. Мой закадычный друг. Диоген и Сократ. Светлый легкий, очаровательный и бесподобный. Такого нет. И не будет. Неповторим… Сейчас он маленький актер Пушкинского театра, а когда-то был хозяином „Бродячей собаки“ — знаменитого кабаре…» (Там же. С. 57). Таким Пронин оставался до конца, напоминая о времени короткого расцвета предреволюционной культуры Серебряного века. Роли: подрядчик и пленный генерал («Петр I»), офицер-заговорщик, член магистрата («Суворов»), лакей Хрюминой («Горе от ума»), секретарь («Мой сын»), офицер («Князь Мстислав Удалой»), 2-й француз («Стакан воды»), адвокат и партизан («Нашествие»), профессор («Кремлевские куранты»), монашествующий («Великий государь») и др. Лит.: Репертуар АТ (ук.); Конечный А.М., Мордерер В.Я., Парнис А.Е., Тименчик Р.Д. Артистическое кабаре «Привал комедиантов» // ПКНО. 1988. М., 1989. С. 96–155; Художник, технолог сцены Марина Борисовна Пронина: Материалы к творческому портрету. СПб., 2015. С. 13– 105. Арх.: АТ (Личный листок по учету кадров Б. К. Пронина); РГИА. Ф. 497. Оп. 5. Д. 2578. Лопатин, А. Пронин Б.К. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 576.