Вернуться
Ростовцев Михаил Антонович, артист оперетты, певец
Ростовцев Михаил Антонович, артист оперетты, певец
Персоналия
Ростовцев Михаил Антонович
Годы жизни
10 (22).11.1872, Таганрог - апрель 1948, Ленинград
Вид деятельности
Артист оперетты, певец
Звание
Заслуженны артист РСФСР (1927), заслуженный деятель искусств РСФСР (1936)
Период работы в театре
Биография
Иная фамилия Эршлер. Младший сын в многодетной еврейской семье. Отец, Лейба Борухович Эршлер, был ремесленником. Ростовцев учился в еврейской нар.-исповедной школе. В 1881 переехал вместе с семьей в Ростов-на-Дону. 9-летним мальчиком стал петь в хоре местной синагоги. В 1882 поступил в реальное училище, где проявились его артистические способности — умение танцевать, петь, пересмешничать. Впервые вышел на сцену в 1883, будучи учеником 2-го класса училища, исполнив роль мальчика в оперетте «Рип-Рип» («Клад Гудзона») в антрепризе Г. Коврова в Ростове-на-Дону. В 1884 исполнял танцы в операх «Гугеноты» (танец солдат), «Жизнь за царя» (мазурка на балу), «Фра-Диаволо» (танец чертей). В 1888 Ростовцев окончил реальное училище и вместе с антрепризой уехал из Ростова в гастрольную поездку, однако, потерпев неудачу, вынужден был вернуться в родной город. Стал помогать отцу в его ремесле часового мастера. Затем возвращается в опереточную труппу, вновь пускается в гастрольную поездку, вновь терпит неудачу. Поступает в «Квартет братьев Ольден», выступавший в «Семейном саду» Ростова. Ростовцев пел куплеты, позволяя себе злободневные прибавления, танцевал, перешел в хор Колосова, где проработал почти год (с окт. 1888 по март 1889). Выступал Ростовцев в ресторане Чарахчиянца, называвшемся «Варьете», работал в «Малороссийской капелле» под управлением А. Медведева (до 1890), затем перешел в другую «малороссийскую» труппу под управлением Деркача. Режиссером этой труппы был М. Кропивницкий, который дал Ростовцеву псевдоним Проценко и предельно нагрузил работой. Вместе с труппой Деркача и Кропивницкого Ростовцев объехал всю Россию. В нояб. 1897 попал в Москву в кафешантан Ш. Омона. Это была одна из престижных для эстрадных артистов той поры концертных площадок. Ростовцев дебютировал здесь в поставленном им самим комическом пародийном номере, выдержанном в бытовых тонах «Русская деревня». Номер стал «гвоздем» программы. В 1900 Ростовцев получил первый ангажемент в Петербурге. Выступал в варьете Крестовского сада, возглавляемого И. Ялышевым, сначала в дивертисментной программе кафешантана, затем перешел в драматическую труппу Быховца-Самарина, а когда ее возглавил В. Травский, Ростовцев стали занимать в оперетте. Осенью 1904 Ростовцев и певец Блюм создали свою капеллу с малороссийским и русским репертуаром. Гастрольные маршруты этого коллектива привели Ростовцева во Владивосток, где он впервые стал ведущим певцом в оперетте (труппа Когана). В 1908 уехал в Москву, чтобы подыскать ангажемент на зимний сезон и через Бюро театрального общества оказался в труппе С. Крылова в Новочеркасске. Два года Ростовцев проработал под его началом, затем вернулся в Москву, и вновь пошел служить к Омону. Выступал в обозрении «Комета Галлея» (играл Пуришкевича, еврея и Морица I). Но на этот раз Ростовцев пробыл у Омона недолго, и, получив приглашение петербургских антрепренеров А.С. Полонского и И.Г. Ярона, поступил на работу в Летний Буфф. Артист, именно здесь взявший сценический псевдоним, покорил опереточную публику своим комическим даром. Через некоторое время Ростовцев перешел работать в «Палас-театр», где оставался до 1918. В 1923 Ростовцев поступает на службу в АТ. Сезон 1923/24 он играл в Михайловском театре, пел в оперетте Легара «Ева». В этом же году дебютировал в Мариинском театре в роли Бартоло в «Севильском цирюльнике». В 1924 Ростовцев принял участие в спекакле С.Э. Радлова «Лисистрата», сыграв Дикеополя. Это было едва ли не единственное его появление на драматической сцене АТ. Через три года сыграл подполковника Попова в «синтетическом представлении» «25 октября 1917», поставленном Н.В. Смоличем к десятилетию Октября на текст В.В. Маяковского, создав образ буффонно-сатирического плана. «Роль Попова исполнил один из лучших комиков-буфф, каких знала наша опереточная сцена за последние десятилетия, — Михаил Антонович Ростовцев. К слову сказать, придя на репетицию „Двадцать пятого“, Маяковский был чрезвычайно обрадован, увидев в числе участников Ростовцева, яркий талант и неуемный комический темперамент которого он высоко ценил» (Дрейден С. Спектакли. Роли. Судьбы. М., 1978. С. 199). Одной из причин громкого успеха актера в этой роли режиссер Смолич назвал «личные свойства и данные артиста»: «Его маленький рост (какая это помеха для многих актеров) — Ростовцеву на помощь. Уже одно появление на сцене этой характерной фигуры вызывает улыбку» (Красная газ, веч. вып. 1927. 14 янв.). Для спектакля такие остро комические черты актера были явной находкой. «Мастер острого, живого комедийного портрета, Ростовцев сумел сделать роль Попова тем рельефнее и выразительнее, что хорошо почувствовал внутреннюю взрывчатую силу слова Маяковского. Давая дополнительные речевые краски для характеристики этого откровенного черносотенца, Маяковский обильно уснащает речь Попова различными звукосочетаниями, неизменными слагаемыми которых оказываются „ж“ и „д“, и надо было слышать, с каким искусством использовал это Ростовцев. Так же мастерски передавалось им наигранное „русопятство“ Попова, его подлаживание к истинно русской, будто бы народной речи („… к матушке, к свет, к Елизавете Кирилловне“). Можно лишь пожалеть, что далеко не все участники спектакля с такой же внутренней свободой, со столь же обостренным чувством всей многозначности и многокрасочности слова Маяковского исполняли свои роли, как делал это Ростовцев» (Дрейден С. Спектакли. Роли. Судьбы. С. 200). Вся дальнейшая работа артиста проходила на сцене Малого Оперного театра, а затем театра музыкальной комедии под руководством К.А. Марджанова, ведущим актером которых он и был в дальнейшем. Снимался в кино («Чапаев», «Девушка спешит на свидание», «Золушка» и др.). Соч.: Страницы жизни. Л., 1939; 50 лет сц. деятельности. Л., 1940. Лит.: ТЭ; Пружанский; Репертуар АТ (ук.). Лопатин, А. Ростовцев М.А. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 606-607.