Лауреат Государственных премий СССР: 1941 (за роль Бывалова в фильме «Волга-Волга»), 1942 (за роль Чеснока в сп. «В степях Украины»), 1951 (за роль Шибаева в сп. «Незабываемый 1919-й»). В 1980 за работы в театре и кино Ильинский был удостоен Ленинской премии. Герой Соц. Труда (1974).
Родился в семье врача, учился в московской частной гимназии А.Е. Флерова (окончил в 1918). В 1917 поступил в театральную Студию Ф.Ф. Комиссаржевского при Театре им. В.Ф. Комиссаржевской, в котором впервые выступил на профессиональной сцене в 1918. Играл в Театре Совета рабочих депутатов, в Театре четырех масок Н.М. Фореггера, в Театре-студии Художественно-просветительного Союза рабочих организаций (ХПСРО), в «Летучей мыши», в театрах оперетты, в Вольном театре, в Театре РСФСР I, в Первом гос. театре для детей и др., часто совмещая выступления в разных коллективах. Первый период театральной деятельности Ильинского прошел преимущественно п/р Ф.Ф. Комиссаржевского, привившего ему интерес к идее «синтетического актера». В дальнейшем наибольшее влияние на актерское становление Ильинского оказал Вс.Э. Мейерхольд.
Ильинский рано обнаружил вкус к эксцентрике и трансформации. В 1920–1935 (с перерывами) Ильинский был одним из ведущих мейерхольдовских актеров, играл в Театре актера и в ГосТиМе. Наибольший успех Ильинского был связан с выступлением в комедийных ролях, таких как Брюно («Великодушный рогоносец»), Счастливцев («Лес»), Бубус («Учитель Бубус»), Фамусов («Горе уму»), Присыпкин («Клоп»), Расплюев («Свадьба Кречинского»), Ломов («33 обморока») и др. В перерывах и одновременно с работой у Мейерхольда Ильинский выступал в Московском драматическом театре (Тихон в «Грозе»), в Театре Революции, в Теревсате, в Первой студии МХАТ (Грумио в «Укрощении строптивой», Кристи Мэгон в «Герое»), в московском Театре им. В.Ф. Комиссаржевской (Пралинский в «Скверном анекдоте»).
В 1924 в период временного разрыва с Мейерхольдом Ильинский был приглашен в АТ его художественным руководителем Ю.М. Юрьевым. Для дебюта Ильинского Н.Я. Бересневым был поставлен сп. «Герой», в котором актер снова сыграл Кристофера Мэгона (1925). По воспоминаниям Ильинского, постановка была осуществлена «наспех», шла «на провинциальный манер, в сборных декорациях и костюмах» и имела «случайный, гастрольно-провинциальный характер». Сам Ильинский полагал, что «для гастролера в этой пьесе» он был «еще слаб» (Ильинский И. Сам о себе. М., 1984. С. 271– 272). Спектакль прошел только 9 раз. Между тем критик свидетельствовал, что «молодой и талантливый актер заслужил тот успех, который он имел», хотя и упрекал Ильинского в некотором однообразии, выражая сомнение в оправданности балаганной эксцентрики на академической сцене. «На сцене академической драмы был тот же Игорь Ильинский, актер Театра Мейерхольда. Те же внешние приемы, та же интонация несколько циркового характера. Для нелепого ирландского героя это, впрочем, как раз у места. Ильинский резвился с необычайной искренностью и темпераментом. Он заражал своим смехом полный зрительный зал, который благодарно ему аплодировал. На подмостки академической сцены вместе с Ильинским ворвался кусочек цирка, кусочек народного театра, ясный отголосок балагана. Хорошо это или дурно — покажет будущее» (РиТ. 1925. № 12. С. 15. — Р. Иосафов). Другой рецензент в успехе Ильинского видел доказательство того, «насколько школа Мейерхольда шла впереди и насколько академическая школа отстала от современной». «Бывший актер Театра имени В.Э. Мейерхольда, блестяще исполняющий роль Мэгона, является несказанным мастером слова и техники… Из-за игры этого актера стоит смотреть спектакль. Ильинский правильно понял Мэгона и верно передал его образ» (ЖИ. 1925. № 12. С. 5. — Г. Адонц).
Следующей ролью Ильинского в АТ должна была стать роль Пугачева в сп. «Пугачевщина», который, по свидетельству актера, интересно и с эффектными постановочными трюками ставил режиссер И.Г. Терентьев (см.: Ильинский И. Сам о себе. С. 272). Однако на генеральной репетиции работа не была принята художественным советом, и спектакль, переделанный режиссерской коллегией без участия Терентьева и с другими исполнителями, вышел лишь в следующий сезон, когда Ильинский вновь работал у Мейерхольда.
Последней ролью Ильинского в АТ стала роль Павла Гулячкина в «Мандате». Позднее актер критично оценивал свое исполнение как «посредственное», отдавая пальму первенства выступавшему с ним в очередь Б.А. Горин-Горяйнову, который «не только хорошо исполнял роль Гулячкина, но нашел разные занятные трюки» (Там же. С. 273). Гулячкина в «Мандате», поставленном в АТ В.Р. Раппапортом, играл также Н.В. Смолич.
С 1938 и до конца жизни (перерыв в 1968–1970) Ильинский работал как актер и режиссер в московском Малом театре, где сыграл Хлестакова и Городничего в «Ревизоре», Загорецкого и Фамусова в «Горе от ума», Счастливцева, Шмагу в «Без вины виноватых», Крутицкого в «На всякого мудреца довольно простоты», Мурзавецкого в «Волках и овцах», Мальволио в «Двенадцатой ночи», Юсова в «Доходном месте», Акима во «Власти тьмы», Фому Опискина в «Селе Степанчикове и его обитателях», Л.Н. Толстого в «Возвращении на круги своя» и многие другие роли. Выступления в Малом театре были связаны с углублением психологизма в игре Ильинского. В качестве режиссера Ильинский поставил в Малом театре «Ярмарку тщеславия» (1958, совм. с В.И. Цыганковым в собственной инсц.), «Любовь Яровую» (1960, совм. с Цыганковым, Ильинский — Горностаев), «Госпожу Бовари» (1963, совм. с А.А. Шиповым), «Ревизора» (1966, Ильинский — Городничий), «Лес» (1974, Ильинский — Счастливцев), «Вишневый сад» (1982, Ильинский — Фирс), «На всякого мудреца довольно простоты» (1984, Ильинский — Крутицкий) и другие спектакли.
С 1924 Ильинский снимался в кино, был одним из лучших и наиболее востребованных комедийных актеров советского кинематографа. Сыграл более чем в 30 фильмах и поставил 3. С начала 1920-х выступал в концертах с чтением произведений русской, советской и зарубежной классики. Работал на телевидении. Опубликовал более 100 статей в периодической печати. Книга мемуаров Ильинского «Сам о себе», дополняемая новыми впечатлениями и воспоминаниями, выдержала 3 издания. (1961, 1973 и 1984).
Соч.: К мастерству! М., 1960; Со зрителем наедине: Беседы о театральном искусстве. М., 1964.
Лит.: Репертуар АТ (ук.); Шершеневич В. Игорь Ильинский. М., 1926; Юткевич С. Игорь Ильинский. Л., 1929; Кладо Н. Игорь Ильинский. М., 1939; Хайченко Г. А. Игорь Ильинский. М., 1962; Игорь Ильинский // Актеры сов. кино. Вып. 2. М., 1962 С. 91–109; Владимирова З. Игорь Ильинский. М, 1967; Еремеева Т. Игорю Ильинскому — артисту и человеку… М., 1997.
Кириллов, А. Ильинский И.В. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 318-319.
Читать далее