Окончил в 1910 Петербургский университет. С 1910 работал как литератор в журнале «Театр и искусство». Театральную деятельность Раппапорт начал в 1912 в петербургском Троицком театре. В сезоне 1913/14 стал его руководителем. С 1915 находился в армии — был рядовым в артистической команде. С октября 1917 продолжил службу в Троицком театре уже после перехода антрепризы (сент. 1917) к К.А. Марджанову. С 1918 главный режиссер петроградского Театра Союза драматических актеров (бывш. Суворинского). Ставил спектакли в БДТ, в ленинградском Оперном и Драматическом театрах Государственного Народного дома. Входил в число основателей Ассоциации революционного искусства.
Перед поступлением в АТ являлся главным режиссером БДТ. В АТ осуществил постановки спектаклей: «Антоний и Клеопатра» (1923), «Цезарь и Клеопатра» (1923, открывал сезон в Малом оперном театре), «Святая Иоанна» (1924), «Мандат» (1925), «Ливень» («Сэди Томсон», 1926).
Главное достоинство «грандиозной постановки» «Антоний и Клеопатра» рецензент видел в ее театральности. «Выявление психологических контрастов в пьесе при помощи комбинирования определенных цветов нельзя не признать чрезвычайно благородным и плодотворным приемом, дающим новую… выразительность материальному инвентарю театра. …Стремление дать живой, понятный язык немым формам характеризует работу режиссера В.Р. Раппапорта. Свой замысел Раппапорт, конечно, заимствовал из опытов Московского Камерного театра. Группировки персонажей выразительны и живописны, и все массовые сцены импонируют своей стройной слаженностью; нельзя не упомянуть об остроумно придуманном лучеобразном станке с различной высоты плоскостями», с помощью которого художник В.А. Щуко «значительно расширил» возможности актерского движения. «В результате, этим спектаклем был впервые осуществлен в Александринском театре принцип пластических достижений и в изобразительных средствах актера обретен новый, неслыханный здесь ранее язык» (Еженедельник петроградских гос. акад. театров. 1923. 4 февр. С. 8. — Н. Розенталь). Шекспировскую трагедию режиссер подавал «в плане всечеловеческой символики традиционализма», комедия Б. Шоу воспринималась «как ее скептическое экспрессионистское отрицание… Такова вообще была амплитуда тогдашних колебаний театра», — писал исследователь театральной эпохи (Золотницкий. Академические театры… С. 155).
Свое виденье «Святой Иоанны» Раппапорт обнародовал в прессе: комедия «трактуется в плане нового героизма, чуждого романтике и идеализму. Сценическое оформление по эскизам В.А. Щуко разработано в манере реалистического конструктивизма, резко отличающегося от „обычных“ конструктивных постановок» (Красная газ., веч. вып. 1924. 13 окт. С. 4). Рецензент премьеры констатировал: «Неясна основная мысль постановки» (РиТ. 1924. № 13. С. 10. — К. — Караваев [К. К. Тверской]). «Спокойная эпическая манера игры» актеров «затемняет сатирический замысел» Шоу и «сильно уменьшает интерес всего спектакля», — отмечал С.С. Мокульский (ЖИ. 1924. № 51. С. 15).
Режиссуру «Мандата» А.И. Пиотровский воспринял как «попытку чисто внешней прививки левизны театру, не располагающему для этого никакими данными». «Зато вполне ясно стремление режиссеров связать точной формой привычное резвление Горин-Горяйнова и близких к нему по школе актеров. Стремление, выразившееся на этот раз в чрезмерной замедленности темпов, в монотонной интонации и особом упоре на долженствующих быть „поданными“ словах… в тяжелой буффонаде, кое-где разрезающей однообразную словесную ткань» спектакля (ЖИ. 1925. № 23. С. 14).
В сезоне 1925/26 Р. вместе с Е.П. Карповым начал работу над «Виринеей», но на заключительном этапе репетиции вел Л.С. Вивьен, который и выпустил спектакль к 10-летию Октября.
С 1924 Раппапорт преподавал в Студии АТ. Готовил экзаменационные и студийные постановки. В день открытия Театра-студии при АТ (на Троицкой, 13, в бывшем Зале А.И. Павловой), 23 мая 1925, шла комедия «Полубарские затеи» в его режиссуре. Весной 1926 в московском Большом театре состоялась премьера оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», поставленной Раппапортом. В том же году он вошел в штат режиссеров Ленинградского академического театра оперы и балета, в 1927 стал его главным режиссером.
К 10-летию революции Раппапорт показал «Штурм Перекопа» — героико-батальную эпопею с муз. Ю.А. Шапорина. В ней оперные певцы выступали вместе с ведущими мастерами АТ: Л.С. Вивьен играл роль Блюхера, Ю.М. Юрьев — Врангеля, Е.П. Студенцов — генерала Слащева.
Среди оперных пост. Раппапорта были: «Млада» (1923), «Фальстаф», «Орлиный бунт», «Юдифь» (пост. О.О. Палечек, возобновление Раппапорта), «Полина Гёбль» (все три в 1925), «Нюрнбергские мейстерзингеры», «Хованщина» (пост. Ф.И. Шаляпин, возобновление Раппапорта, 1926), «Бал-маскарад» (1927), «Гугеноты» (1928), «Отелло» (1929).
В 1928 был режиссером спектакля «Черный амулет» — последнего в ряду экспериментальных работ ленинградского Малого оперного театра по радикальному реформированию оперетты. В 1925–1929 (с перерывами) занимал должность помощника управляющего оперными труппами Ленинградских государственных академических театров.
Как представитель академических театров входил в редколлегию театральной серии книг изд. «Academia».
С 1933 Раппапорт служил в Харькове, Киеве, Минске и Баку, главным образом в музыкальных театрах.
Соч.: Авторство в театре // Театр, М. 1922. № 31. С. 5; Гимн человечности // Еженед. петрогр. гос. акад. театров. 1923. 14–21 янв. С. 6–8; Лицедейство и театр // Еженед. акад. театров. 1924. 15 апр. С. 1–2; Лицом к зрителю! Возрождающийся «Ливень» в Ак-драме // РиТ. 1926. № 15. С. 15; X заповедь и ГОСЕТ // РиТ. 1926. № 35. С. 4.
Лит.: Репертуар АТ (ук.); К. Т. [Тверской К.К.] Острое слово: «Цезарь и Клеопатра» // Театр: Еженед. петрогр. гос. акад. театров. 1923. 9 окт. С. 14–15; Спасский С. Орлеанская дева // РиТ. 1924. № 13. С. 11; Юрьев (ук.); Золотницкий. Акад. театры… (ук.); Петровская, Сомина (ук.); Золотницкий. Радлов (ук.); Сюжеты, 2. С. 456–476.
Арх.: ЦГАЛИ СПб. Ф. 260. Оп. 3. Д. 2863.
Сбоева, С. Раппапорт В.Р. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 590-591.
Читать далее