Из дворян. Отец — инженер, заведовал системой водопровода Воронежа. Ученик Студии АТ (1927–1929), во время учебы играл роли: жандарм («Ревизор»), подпоручик Ефимович и караульный офицер («Павел I»), начальник и др. После закрытия Студии перешел в Техникум сценических искусств, окончил в 1930 (мастерская Н.В. Петрова и Е.В. Елагиной). Был зачислен в труппу АТ, где исполнил ряд эпизодических ролей: Петров («Рельсы гудят»), Тони («Сенсация»), король, итальянец, еврей, Альберт Тома в интермедиях к «Тартюфу», начдив 6 («Командарм-2»), городовой («1905 год» («Баррикады»)), Баррас — в очередь с Б. А. Горин-Горяйновым («Робеспьер»), Бекеша («Светите, звезды»), полицейский чиновник («Свадьба Кречинского»), Шатала («Смерть Тарелкина»), Козлов («Мятеж»), Иван Панихида («Девушки нашей страны»), двойник Дон Кихота («Дон Кихот»), Сапог («Западня»), Бэк («Вершины счастья»), Марсель Тессонье («Мольба о жизни»), Чебаков, офицер в отставке («Женитьба Бальзаминова»).
Видимо, самой крупной ролью Савостьянова была роль статуи командора в возобновлении мейерхольдовского «Дон Жуана» (1933), что неудивительно при величественном росте артиста и мощном басе. С 1936 до конца жизни — в театре Комедии.
Роли в кино: друг Мраморова («Тайга золотая», 1937), Николай I («Лермонтов», 1943), штурмовик («Новые похождения Швейка», 1943), великий князь Николай Николаевич («Герои Шипки», 1954), граф Шувалов («Григорий Сковорода», 1958), психиатор («Зайчик», 1964), министр Временного правительства («Залп „Авроры“», 1965), Нассонов («20-е декабря», 1981), король Евстигней («Ослиная шкура», 1983), профессор («Собачье сердце», 1988) и др.
Лит.: СПбГАТИ СИ. С. 205; Репертуар АТ (ук.).
Арх.: АТ (Личный листок по учету кадров А. В. Савостьянова); ЦГАЛИ СПб. Ф. 260. Оп. 1. Д. 1065. Л. 6, 7 об., 10, 11; Д. 1175. Л. 194; Д. 1217. Л. 3.
Соколинский, Е. Савостьянов А.В. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 619-620.
Читать далее