Герой Социалистического Труда (1973). Лауреат Сталинской премии (1947), Государственной премии СССР (1969). Лауреат Государственной премии РСФСР им. К.С. Станиславского (1977). Награжден тремя орденами Ленина (1964, 1973), двумя орденами Трудового Красного Знамени (1949, 1953), орденом Октябрьской Революции (1983).
Первая жена - ученица ШРД М.А. Скрябина (дочь композитора А. Скрябина).
Родился в семье фельдшера, до 5-летнего возраста жил в Твери, в 1908 семья переехала в Ревель, а в 1917 — в Царское Село. Учился в Ревельской Николаевской гимназии, в Царскосельской гимназии (позже — средней школе), которую окончил в 1919.
Рано увлекся театром, участвовал в гимназических и любительских спектаклях. В 1919–1921 учился в ШРД в классе Ю.М. Юрьева. Во время учебы был занят в массовых сценах спектаклей АТ. Обладая прекрасными внешними данными, красивым и гибким голосом, пластичный, музыкальный, ритмичный, Царёв на первых порах копировал исполнительскую манеру своего учителя. В студенческих спектаклях Юрьев часто поручал Царёву любимые роли собственного репертуара, такие, как Ипполит в «Ипполите», Аквила в «Калигуле», Фердинанд в «Коварстве и любви». Патетика, декламационность, тяга к героическому, в сочетании с некоторым изяществом и декоративностью, оставались характерными чертами исполнительской манеры Царёва на протяжении всей его сценической деятельности.
В 1920, еще будучи студентом, Царёв начал выступать на сцене БДТ, где проработал до 1923, сыграв Германа в «Разбойниках», Флориндо в «Слуге двух господ», Лоренцо в «Венецианском купце», Орсино в «Двенадцатой ночи», Пламенного в «Рваном плаще» и др. В 1923–1924 Царёв был актером Василеостровского театра, впервые сыграв здесь роли Чацкого в «Горе от ума» и Протасова в «Живом трупе», которые наряду с ролью Фердинанда долгие годы оставались в репертуаре актера и исполнялись им в различных театральных коллективах. В 1924–1925 и 1926 (по окончании службы в армии) Царёв работал в московском театре «Комедия» (бывш. Корш), в 1926–1927 — в Русском драматическом театре Махачкалы, в 1927–1928 — в Русском драматическом театре Казани, в 1928–1931 — в Крымгосдрамтеатре.
В АТ Царёва пригласил Н.В. Петров, сменивший Юрьева на посту художественного руководителя. Ориентация Петрова на современный советский репертуар отразилась и в творческой судьбе Царёва, сыгравшего в первый сезон 1931/1932 гг. роли писателя Ежова в «Радости», Николая Цехового в «Страхе» (ввод вместо М.Ф. Романова), Игоря Горского в «Чудаке». Царёв играл также князя Пожарского в постановке 1-го акта пьесы «Пожарской», вошедшей в предъюбилейный спектакль, посвященный 100-летию АТ. Этой пьесой с В.А. Каратыгиным в роли Пожарского АТ открылся в 1832. По окончании сезона Царёв участвовал в гастролях АТ в Москве, Горьком, Сормове и Канавине. Во второй свой сезон Царёв играл преимущественно в классическом репертуаре: Фердинанд в «Коварстве и любви», Дон Карлос в возобновленном В.Э. Мейерхольдом «Дон Жуане», Чацкий (ввод вместо первоначального исполнителя Б.А. Бабочкина) в новой постановке «Горя от ума», Жадов (ввод вместо Л.С. Вивьена) в «Доходном месте».
В современном репертуаре Царёву досталась роль молодого коммуниста Эриха Кетвига в «Суде», поставленном Б.М. Сушкевичем, сменившим Петрова на посту художественного руководителя АТ. В общей сложности за 2 сезона работы в АТ Царёв был занят в 5 новых постановках и четырежды вводился на роли в уже готовых спектаклях. Последнее обстоятельство, по мнению самого Царёва, было причиной недостаточной проработанности образов, так как вводы осуществлялись в спешном порядке, а режиссерская интерпретация пьес не учитывала творческую индивидуальность нового исполнителя. Так, о Цеховом Царёв писал, что «сыграл роль с налета» (Михаил Царев: Жизнь и творчество. М., 1983. С. 172).
По той же причине не стало удачей и исполнение Царёвым роли Чацкого. «Я не имел возможности освоить роль — в репетициях я не участвовал, а ввод был довольно скоротечный» (Там же. С. 181). В Чацком Царёва современники отмечали чрезмерную декламационность. По поводу «ответственного ввода» на роль Жадова Царёв признавался: «И здесь мне не все удалось, тем не менее Жадов, которого я впоследствии играл в Малом театре, остался одной из моих любимых ролей» (Там же). Партнер Царёва по спектаклю Я.О. Малютин вспоминал, что Жадов Царёва «был необыкновенно пылок и картинен и в своей любви, и в своем негодовании» (Звезды и созвездия. СПб., 1996. С. 33).
Не слишком привлекала Царёва и «костюмная» роль Пожарского в юбилейной постановке В.Н. Соловьева. «Я выезжал на сцену на сером коне в полном старинном вооружении и говорил патриотические монологи, довольно трудно произносимые» (Михаил Царев: Жизнь и творчество. С. 181). Знаменательным в судьбе Царёва стало участие в возобновлении «Дон Жуана», в результате которого Мейерхольд пригласил актера в свой театр на роль Армана Дюваля в «Даме с камелиями». В ГосТиМе Ц. работал в 1933–1937, сыграв Армана Дюваля и Чацкого во 2-й ред. сп. «Горе уму». В «Даме с камелиями» интонационные и пластические черты исполнительской манеры Царёва преломились в режиссерской стилизаторской интерпретации пьесы, а в «Горе уму» способствовали задуманному Мейерхольдом переосмыслению образа главного героя, где «лирика Чацкого переключается в общественный план» (Гвоздев А. Театральная критика. Л., 1987. С. 149). Царёв исполнил также роль Дон Гуана в мейерхольдовской радиопостановке «Каменного гостя».
С 1937 Царёв работал в московском Малом театре, в 1950–1967 и 1970–1985 был его директором, а в 1985–1987 — художественным руководителем, сыграв здесь ряд значительных ролей: Чацкий и Фамусов («Горе от ума»), Незнамов («Без вины виноватые»), Шарль Гранде («Евгения Гранде»), Глумов («На всякого мудреца довольно простоты»), Жадов («Доходное место»), Протасов («Живой труп»), Иванов («Иванов»), Арбенин («Маскарад»), Маттиас Клаузен («Перед заходом солнца»), Верина («Заговоре Фиеско»), Лир («Король Лир») и мн. др. Свойственные Царёву гражданственность и публицистичность нашли свое воплощение во многих ролях современного репертуара: Огнев («Фронт»), Ромодан («Крылья»), Боровский («За тех, кто в море!»), Гарри Смит («Русский вопрос»), Вожак («Оптимистическая трагедия») и др. Галерея образов, созданных Царёвым в Малом театре, обогатилась и ролями комедийно-характерного плана, к которым относятся Хиггинс («Пигмалион»), Дон Сезар де Базан («Рюи Блаз»), Ростанев («Село Степанчиково и его обитатели») и др. В Малом театре Царёв участвовал в постановке нескольких спектаклей, среди которых наиболее известен спектакль «Горе от ума» (1975, совм. с В.Н. Ивановым).
Часто выступал в концертах с чтением произведений русских классиков, снимался в кино (с 1932), участвовал в телевизионных спектаклях.
С 1935 преподавал в школе при Театре им. Мейерхольда, а с 1941 — в Театральном училище им. М.С. Щепкина (профессор с 1962).
Много занимался разносторонней общественной деятельностью, был президентом Сов. нац. центра Международного института театра (с 1959), председателем правления ВТО (1964–1986). Автор нескольких книг и 17 статей в книгах и сборниках, более 350 выступлений в периодической печати.
Соч.: Что такое театр. М., 1960; Неповторимые мгновения. М., 1975; Малый театр. М, 1976; Мир театра: Кн. для учителя. М., 1987.
Лит.: БСЭ; ТЭ; Репертуар АТ (ук.); Зубков Ю. Михаил Царев в Малом театре. М., 1978; Вербинина. С. 24–27, 29, 51, 53, 56–58, 60–63, 65, 86–88, 90, 91, 99–101, 103–105, 118, 119, 131–137, 203, 210–214, 247, 254; Коржевич Л. Путь актера: М.И. Царев. М., 1981.
Арх.: АТ (Личная учетная карточка М.И. Царева; Лицевые счета сотрудников театра. 1931. 1932. 1933); ЦГАЛИ СПб. Ф. 259. Оп. 2. Д. 729; Ф. 286. Оп. 1. Д. 2. Л.77; Д. 7. Л. 3об., 5об.; Д. 12. Л. 81, 82, 113, 119, 160, 162, 207, 224, 264.
Кириллов, А. Царев М.И. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 763-764.
Читать далее