Вернуться
Мечик Донат Исаакович, артист, режиссёр, автор-эстрадник, писатель, педагог, театральный критик
Мечик Донат Исаакович, артист, режиссёр, автор-эстрадник, писатель, педагог, театральный критик
Персоналия
Мечик Донат Исаакович
Годы жизни
20.06 (03.07).1909, Харбин - 20.09.1995, Нью-Йорк, США, похоронен на кладбище Cedar Park Cemetery, NJ.
Вид деятельности
Артист, режиссёр, автор-эстрадник, писатель, педагог, театральный критик
Период работы в театре
1939 — 1945, 1952
Биография
Артист, режиссер, педагог, театральный критик, эстрадный драматург, автор театральных мемуаров и нескольких теоретических работ об эстраде. Награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». Отец писателя С.Д. Довлатова. Обучался актерскому мастерству во Владивостоке: с 1925 в киностудии у Ф.М. Никитина, затем в драматической студии у В.П. Редлих. Начал сценическую деятельность на эстраде в кон. 1920-х. По совету Ю. Толубеева и В. Меркурьева, гастролировавших во Владивостоке, осенью 1929 держал вступительные экзамены в Техникум сценических искусств. С первого тура был принят на первый курс, затем на вакантное место третьего курса, в результате был зачислен на четвертый курс к Л.С. Вивьену. Будучи студентом, играл в спектаклях Л.С. Вивьена и С.Э. Радлова. В 1930 окончил ТСИ (класс Л.С. Вивьена). Был актером созданного Вивьеном Театра актерского мастерства, в труппу которого входили ученики Ю.В. Толубеев, М.К. Екатерининский, В.В. Меркурьев и др. В нач. 1930-х играл главные роли в филиале Молодого театра Сергея Радлова на Урале, где также осуществил постановку пьес Чехова и Островского. Ставил в Театре Транспорта. Был худруком Республиканского драматического театра Мордовии, худруком Ленинградского районного драматического театра. Выступал с рецензиями в прессе. В 1936 принял предложение Вивьена, набиравшего очередной класс, и стал его помощником в Центральном театральном училище. Также был ассистентом в двух мастерских В.В. Меркурьева. В АТ (1939–1946) занимал должности режиссера-ассистента, режиссера и по совместительству исполняющего обязанности заведующего литературной частью (1941–1945). По-прежнему сотрудничал главным образом с Вивьеном. Был режиссером сп.: «Лгун» (1940, пост. В.В. Люце), «Свадьба» (1940, пост. Вивьен), «Горе от ума» (1941, пост. Н.С. Рашевская и Вивьен), «Стакан воды» (1942, пост. Вивьен), «Русские люди» (1942, пост. Вивьен), «Кремлевские куранты» (1943, пост. Вивьен), «Великий государь» (1945, пост. Вивьен). Написал текст песен для сп. «Вынужденная посадка» (1943, пост. А.А. Музиль), «Школа злословия» (1945, пост. Е.Г. Альтус). Вел «Концерт в фонд обороны страны на постройку самолетов» (1943). Вынужденно покинув АТ (уход инициирован директором Г.М. Коркиным), перешел на должность режиссера Концертного бюро Ленинградской филармонии. В 1947 на сцене АТ велись прогоны и генеральные репетиции концерта к 30-летию Октябрьской революции. Центральную сцену (на основе гл. романа «Счастье» П.А. Павленко) ставил Мечик. В роли Сталина выступал Ю.В. Толубеев. В праздничный вечер концерт состоялся в ГАТОБе. Из-за докладной записки-доноса Б.В. Саввина (художественного руководителя Концертного бюро) Мечик уволился из филармонии и следующие 8 лет занимался режиссерским и литературным трудом по разовым договорам. «Такие известные мастера эстрады, как Бен Бенцианов, Владимир Татосов, братья Васютинские, получили „путевку в жизнь“ из рук Доната Мечика, ставшего их первым наставником на эстрадной сцене». Его репризы, монологи, скетчи «украшали программы» Л. Утесова, Л. Айтманаки, А. Белова, Г. Орлова, А. Блехмана и др. актеров-эстрадников (ТЖ. 1989. № 22. С. 12). В начале 1960-х в студии киноактера Ленфильма Мечик ставил пародийные спектакли с участием Ф.М. Никитина, П.П. Кадочникова, С. Гурзо, Т. Пилецкой. С группой ленинградских литераторов создал Комитет драматургов под председательством Е. Шварца, а затем Ю. Германа. С 1965 по 1979 Мечик был художественным руководителем эстрадного отделения Музыкального училища при Ленинградской консерватории и вел там актерский класс. Последние годы жил в Нью-Йорке и Нью-Джерси. В 1989 в США вышла книга Мечика «Театральные записки» — воспоминания о А.Ф. Борисове, Л.С. Вивьене, В.В. Меркурьеве, С.Э. Радлове, Ю.В. Толубееве, Н.К. Черкасове, Ю.М. Юрьеве и других артистах, с которыми Мечик был близко знаком в пору своей театральной деятельности. Мечику посвящен фильм В. Глаголевой «Сломанный свет» (1991). Печатался в русскоязычной эмигрантской прессе: журналах «Стрелец» и «Литературный курьер», в газетах «Новый американец», «Новое русское слово», «Панорама», «Мир» и др. В кон. 1980-х–нач. 1990-х печатался в России: в «Лит.ературной газете», «Независимой газете», «Петербургском литераторе», «Смене», «Театральной жизни», «Экране и сцене», «Эстраде и цирке». Соч.: Бальзаминов на Малой сцене Госдрамы // РиТ. 1934. № 36. С. 16; «После бала» в театре п/р Любоша // РиТ. 1935. № 6. С. 21; Искусство актера на эстраде. Л., 1972; Из восп. о Л.С. Вивьене // Сц. педагогика. Вып. 2. Л., 1976. С. 212–231; Театр. история со Сталиным // ТЖ. 1989. № 22. С. 12–14; Выбитые из колеи. NY, 1984; Закулисные курьезы. NY, 1986; Театр. зап. NY, 1989; Уникальный талант // Эстрада и цирк. 1992. № 1. С. 22–23; Театр. зап. СПб., 2019. Лит.: Эстрада в России. XX век. М., 2004. С. 387–388; Репертуар АТ (ук.); Иванова С. Здоровья и новых кн. // Веч. Петербург. 1994. 29 июня. С. 5; Зелькин Ю. Он учил добру // Веч. Петербург. 1995. 31 окт. С. 1; Чуди И. Памяти Доната Мечика // Смена. 1995. 2 нояб. С. 5; Сидоровский Л. «Я сердце отдавал — не брали…» // Веч. Петербург. 1995. 25 дек. С. 3; Золотницкий. Радлов (ук.); Доброзракова, Г. Литературная династия: Донат Мечик — Сергей Довлатов // Вопросы литературы. 2015. № 5. C. 183–209. Арх.: АТ (Личная учетная карточка Д.И. Мечика; Лицевые счета нештатных сотрудников театра. 1952). Бланк, К., Сбоева, С. Мечик Д.И. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 469-470.