Окончила в 1904 Драматические курсы петербургского императорского Театрального училища (класс А.А. Санина). О её игре в экзаменационном спектакле «Огни Ивановой ночи» А.Р. Кугель писал: «Г-жа Рачковская — мелодраматически-резкая, олеографически-цветистая, a la актеры Московского Художественного театра, — цыганка» (ТиИ. 1904. № 12. С. 251).
В АТ играла выходные и эпизодические, вторые и главные роли. В обширном репертуаре Рачковской к основным относились: Ева («Зима»), Лиза и Анна Ивановна («Бедность не порок»), Маротта («Жеманницы»), Анета («Помолвка в Галерной гавани»), царевна Ирина («Смерть Иоанна Грозного»), Лариса («Не было ни гроша, да вдруг алтын»), Софья («Шалая»), камеристка Мина («Холопы»), Агафья Тихоновна («Женитьба»), Глашенька («Марья Ивановна»), Поликсена («Правда — хорошо, а счастье лучше»), Змеюкина («Свадьба»), Настя («Сполохи»), Дорина («Тартюф»), Ингеборге («У царских врат»), Липочка («Свои люди — сочтемся!»), 1-я княжна («Горе от ума»), жена Хлопова («Ревизор»), Матюрина и Шарлотта («Дон Жуан»), Акулина («Дети Ванюшина»), Лида Упадкина («Светлая личность»), Роза («Светлейший»), Тарасова («Ассамблея»), Наталья Ивановна («Кулисы»), Марфа («От ней все качества»).
В 1916 Рачковская перешла в Театр К.Н. Незлобина. После возвращения в АТ среди ее новых ролей по-прежнему были и молодые, и возрастные: Степанида («Мещане»), Мина Андреевна («Декабрист»), Пивокурова («Последняя жертва»), Шелавина («Без вины виноватые»), Белотелова и Матрена («За чем пойдешь, то и найдешь»), Янетья («Всех скорбящих»), Матюрина («Дон Жуан»), Наталья Дмитриевна и Екатерина Петровна («Дядюшкин сон»), Варвара («Гроза»), Зайчиха («Грех да беда на кого не живет»), фрау Вельцель («Ткачи»), Франциска («Эуген Несчастный»), г-жа Сен Рео («В царстве скуки»), Долорес Ортега («Волчьи души»), герцогиня де ла Тремуйль («Святая Иоанна»), Домаха («Пугачевщина»), Маритья («Бархат и лохмотья»), Нина Александровна («Рельсы гудят»), княжна («Плоды просвещения»), Стеша («Шахтер»), фрейлейн Дрошке («Делец»), Букина («Ярость»), 1-я приживалка («На всякого мудреца довольно простоты»), тетка («Маскарад»), Настасья («Суворов»), Пелагея («Зыковы»).
В последние годы жила в Доме ветеранов сцены.
Лит.: Программы АТ; Репертуар АТ (ук.); Хроника // ТиИ. 1916. № 19. С. 379.
Арх.: АТ (Личная учетная карточка В.А. Рачковской); ЦГАЛИ СПб. Ф. 89. Оп. 2–1. Д. 161.
Сбоева, С. Рачковская В.А. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 593-594.
Читать далее