Вернуться
Чемберг Валентина Ильинична, артистка
Чемберг Валентина Ильинична, артистка
Персоналия
Чемберг Валентина Ильинична
Годы жизни
10.01.1917, Петроград - 21.11 или 17.12. 1990, Ленинград, похоронена на Ново-Волковом кладб.
Вид деятельности
Артистка
Звание
Заслуженная артистка БССР (1944), народная артистка РСФСР (1981)
Период работы в театре
05.07.1947 — 23.06.1949
Биография
Урожденная Титович. Муж — актер Театра им. В.Ф. Комиссаржевской Александр Иванович Янкевский. Сестра — актриса Тамара Ильинична Титович. Окончила в 1939 Ленинградский государственный театральный институт (мастерская В.В. Меркурьева) (выпускалась под фамилией Титова-Чемберг). Вместе с сокурсниками отправлена в труппу Русского драматического театра им. М. Горького в Минск, где сыграла несколько главных ролей: Негину («Таланты и поклонники»), леди Мильфорд («Коварство и любовь»), Олуэн («Опасный поворот») и др. В 1941–1942 — член концертной бригады Ленинградского дома флота, в 1942 ушла добровольцем на фронт. После войны вернулась в Минск, в Русский драматический театр, где снова сыграла ряд значительных ролей: Ольга («Три сестры»), Мария («Двенадцатая ночь»). В 1947 принята в АТ. С 1950 — в Ленинградском драматическом театре (ныне Театр им. В.Ф. Комиссаржевской), где на протяжении 38 лет Чемберг оставалась ведущей актрисой. Среди ролей, вызывавших интерес публики и критики, — Сурмилова («Лев Гурыч Синичкин»), Нюрка («Вечно живые»), Меланья («Дети солнца»), Волохова («Царь Федор Иоаннович»), Софья Андреевна Толстая («Возвращение на круги своя») и особенно Дарья Власьевна <«Новоселье в старом доме (27 января)»>, роль, в которой жизненный опыт актрисы стал основой образа. Небольшой период работы в АТ был плодотворным, хотя Чемберг ощущала, что ее актерские возможности используются далеко не полностью. Это и было причиной ухода из АТ «по собственному желанию». В АТ Чемберг сыграла Аксюшу (в возобновленном «Лесе»), Магду Форсгольм («Заговор обреченных»), Долгорукую («Полководец Суворов») и др. Исполнение Чемберг всегда отличал «высокий профессионализм, умение в индивидуальном увидеть и раскрыть социальное, в личной судьбе — судьбу поколения» (Театральный Ленинград.1987. No 14. С. 5). У нее была репутация прекрасного партнера, принципиального человека, преданного театру без остатка. Другие роли в АТ: Алиса («Глубокие корни»), Варя («Крылья»). В Театре им. В.Ф. Комиссаржевской: Лебедкина («Поздняя любовь»), Таисия («Безупречная репутация»), Софья Марковна («Старик»), Балакина («Притворщики»), Прасковья Голубева («Мои надежды»), тетя Сашико («Не беспокойся, мама!..») и др. Роли в кино: мать больного («Неоконченная повесть», 1955), Антонина Трофимовна («Балтийское небо», 1960–1961), проводница («Друзья и годы», 1965), секретарша («Иду на грозу», 1965), диетсестра («Мальчик и девочка», 1966), костюмер («Я вас любил...», 1967), миссис Хиггинс (фильм-спектакль «Элиза Дулитл», 1968), гадалка (фильм-сп. «Принц Наполеон», 1968), Елена Прохоровна («Сержант милиции», 1974), докладчица («Сладкая женщина», 1976), Софья Андреевна Толстая (фильм-спектакль «Возвращение на круги своя», 1978) и др. Лит.: СПбГАТИ СИ. С. 210; Репертуар АТ (ук.); Абельская М. Уйти и возвратиться // Веч. Ленинград.1987. 10 янв.; Эльяш Н. Показывает бывш. «Блокадный» («Новоселье в старом доме») // Театр. 1984. No 7. С. 33–37. Арх.: АТ (Личная учетная карточка; Личный листок по учету кадров; Автобиогр. В.И. Чемберг). Горфункель, Е. Чемберг В.И. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 771-772.