Вернуться
Пушкарёва-Котляревская Вера Васильевна, артистка, театральный критик, театральный педагог
Пушкарёва-Котляревская Вера Васильевна, артистка, театральный критик, театральный педагог
Персоналия
Пушкарёва-Котляревская Вера Васильевна
Годы жизни
1870? - 1941, София
Вид деятельности
Артистка, театральный критик, театральный педагог
Период работы в театре
01.09.1898 – 1916
Биография
По первому мужу Котляревская, по второму — Пехливанова. Училась на Высших женских курсах. В 1895 поступила на Драматические курсы петербургского императорского Театрального училища (класс В.Н. Давыдова). На курсах Пушкарёва выделялась из среды учеников начитанностью, разносторонностью интересов и знаний. Непременная участница литературных курсовых вечеров, Пушкарёва к тому же писала рецензии на ученические спектакли и спектакли «взрослых» театров в студенческий журнал, который редактировал А.С. Редько. Давыдов высоко ценил интеллигентность своей ученицы. Из выпуска 1898 по его рекомендации только Пушкарёва и Н.Н. Ходотов были приглашены в АТ. Репутация умной и образованной актрисы сопровождала Пушкарёву всю жизнь. В 1898 она вышла замуж за академика Н.А. Котляревского, профессора Петербургского университета, литературоведа, публициста. С 1908 он стал также заведующим репертуаром русской драматической императорской труппы. Котляревский вернул утренники для учащейся молодежи по выходным в Михайловском театре. Петербуржцы ценили как классический репертуар этих представлений, так и дешевые билеты. Премьершей утренников в партнерстве с Ю.М. Юрьевым была Пушкарёва. Блистала она и в своем салоне, куда они с Котляревским приглашали актеров, писателей, музыкантов, художников, общественных деятелей. В АТ дебютировала ролью вдовствующей царицы Ирины в классической (но лишь недавно разрешенной) трагедии А.К. Толстого «Царь Борис» в декабре 1898. Подробные рецензии со всех сторон осветили бенефис Ф.П. Горева, но о дебютантке в них не говорилось. В чисто академической манере, очевидно, были сыграны Пушкарёвой все роли в классической трагедии и мелодраме. Иногда о них писали кратко: «Широкий классический жест, широкие классические интонации» у Пушкарёвой — Антигоны («Эдип в Колоне», 1904) (ТиИ. 1904. № 3. С. 67. — А. Кугель). Большой успех у зрителей Пушкарёва имела в центральной роли слепой старухи Постумии в французской мелодраме («Побежденный Рим», 1911). Публика была доброжелательно настроена к спектаклям утренников Михайловского театра. Критика судила строже: «Хорошая читка — плюс артистки, холодность, несмотря на декламационный пафос, недостаток внутренней силы, драматизма, маскируемый иногда искусно внешними приемами — минусы» (ТиИ. 1911. № 52. С. 10–21. — Н. Тамарин [Н.Н. Окулов]). Отсутствие трагического темперамента, прямолинейность в раскрытии характера сказывались и в манере исполнения Пушкарёвой шекспировских и шиллеровских ролей. Рецензенты не заметили актерскую индивидуальность Пушкарёвой ни в образе Гертруды («Трагедия о Гамлете, принце Датском», 1900), ни в образе Елизаветы («Мария Стюарт», 1900), ни в образе Маргариты («Король Ричард III», 1912). Играла Пушкарёва, хотя и мало, и героинь своего времени. Нельзя сказать, чтобы ей не давали ролей, отодвигали. Видимо, сама актриса современность не любила, м. б., просто ее не знала и не чувствовала. Она сыграла, например, Агнию Петровну в «Пределе» И.В. Шпажинского после того как М.Г. Савина от этой роли отказалась. Сыграла несколько раз в ноябре 1900, т. е. провала не было, но и ничего нового, задевающего публику эмоционально, в ее исполнении не нашлось. В начале Первой мировой войны дирекция императорских театров активно занялась благотворительностью. Артисты работали в петроградских лазаретах, находящихся на попечении и содержании дирекции. Они выступали с концертами в солдатских и офицерских палатах. Актрисы к тому же дежурили как медсестры. Пушкарёва выезжала на фронт (чаще всего в Галицию), на передовой организовывала передвижные лазареты, столовые, бани. За благотворительную деятельность: помощь населению, пострадавшему от войны (1914, Варшава); организацию «летучего перевязочного питательного пункта» при 9-й армии — актриса была награждена Верховным командованием медалью и грамотами. Вероятно, к этому времени относится ее знакомство с полковником Йорданом Георгиевым Пехливановым, болгарином, состоявшим на русской службе. Он стал гражданским мужем Пушкарёвой, у них родилась дочь. Официально брак был оформлен только в 1923 в Софии, когда актриса разошлась с Котляревским. В военные годы Пушкарева редко появлялась в Петрограде и того реже на сцене. В 1916 дирекция назначила ей пенсион, включив годы обучения на курсах в двадцатилетний стаж службы. В 1920 Пушкарёва с мужем и дочерью эмигрировала в Болгарию. В том же году начала писать рецензии на спектакли Софийского, Пловдивского, Варненского и Русенского театров. Она также организовала в Софии кружок по изучению искусства декламации «Живо слово», ставила с кружковцами спектакли, давала концерты. Преподавала в Русском народном университете. Другие роли в АТ: Варвара Ардалионовна («Идиот»), графиня-внучка («Горе от ума»), Смельская («Таланты и поклонники»), Дашкова («Ломоносов»), Шарлотта («Вишневый сад»), Амалия Адамовна Крих («Светлейший»), графиня Орсини («Эмилия Галотти») и др. Лит.: ЕИТ. 1898/99–1912/13; Ходотов (ук.); Теляковский В.А. Дневники директора императорских театров, 1901–1903. М., 2002 (ук.). Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 5 Д. 2606. Сомина, В. Пушкарева В.В. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 580.