Персоналии
Карякина Елена Петровна, ученица Школы русской драмы, артистка
Карякина Елена Петровна, ученица Школы русской драмы, артистка
Персоналия
Карякина Елена Петровна
Годы жизни
11(24).03.1902, Санкт-Петербург - 04.08.1979, Ленинград, похоронена на Серафимовском кладб.
Вид деятельности
Ученица Школы русской драмы, артистка
Звание
Заслуженная артистка РСФСР (1939), народная артистка РСФСР (1951)
Период работы в театре
1919 — 1922, 01.11.1922 — 1976
Биография
Награждена орденом «Знак Почета» (1957). Была замужем за режиссером Львом Сергеевичем Рудником, затем за директором Гос. театра г. Сочи Виталием Николаевичем Аслановым. Брат - Леонид Петрович Карякин - директор Красноярской филармонии. В 1918 окончила женскую гимназию О.М. Петерсон. Профессиональную деятельность начинала актрисой-мимисткой в Малом оперном театре в Петрограде в 1918–1923. Параллельно (1919–1922) училась в Школе русской драмы у Е.П. Карпова и Л.С. Вивьена. В период учебы была занята в массовых сценах сп. «Светлый бог», «Монарх», «Тот, кто получает пощечины» и др. В 1920 приглашена в Передвижной театр драмы п/р И.К. Самарина-Эльского, в 1922 несколько месяцев играла в БДТ. С 1922 — актриса АТ. Одновременно в 1924–1941 выступала в опереттах Малого оперного театра. Первые роли были характерными и комедийными: Эллен («Аромат греха» в БДТ), Хеся («Мораль пани Дульской» в Передвижном театре), Агафья Тихоновна («Женитьба», там же) — и показывали способность к эксцентрике, острой комедии. Наряду с этим Карякина пробовалась в возрастных ролях — Феклуша («Гроза»). В АТ продолжала набирать репертуар характерных ролей и искала других применений своего таланта. Природные данные позволяли ей играть даже фарс, но в репертуаре Карякиной были и лирические героини. Она была актрисой четкой формы и контрастных красок. В творчестве Карякиной преобладали динамика, комедийная изобретательность, характерность. Актрисе ближе персонажи деятельные, жизнеспособные. Творческий пик пришелся на 1930–1940-е. Актриса играла в это время немало главных ролей: Нору, Лиду («Платон Кречет», Марью Антоновну («Ревизор»), Липочку («Свои люди — сочтемся!»), Ефросинью («Петр I»), Смельскую («Таланты и поклонники»), Соню («Дядя Ваня»), Каринкину («Без вины виноватые»). После войны в спектакле «Годы странствий» Карякина создала незабываемый, отчасти автобиографический образ тети Таси — бывшей актрисы оперетты, сохранившей до конца жизни актерский кураж, несгибаемой патриотки и наряду с этим одинокого существа, способного в самые трудные времена оставаться нужной людям. В 1950–1960-е продолжала активно работать на сцене. Теперь в «Ревизоре» она играла Пошлепкину, а в «Платоне Кречете» — Марью Тарасовну. В АТ Карякина вела активную общественную работу, участвовала во всех партийных мероприятиях, занимала должности заместителя председателя ВТО, выступала в печати с проблемными статьями об актерском творчестве и рецензиями. Она умела ценить работу своих коллег, писала об их сценических достижениях. В годы войны Карякина возглавляла фронтовой филиал АТ, обслуживавший театральными представлениями и концертами действующую армию вплоть до 1945. Др. роли: Николь («Мещанин во дворянстве»), Корзинкина («Конец Криворыльска»), Бьянка («Отелло»), Полинька («Доходное место»), Мавра («Похождения Чичикова»), Михеевна («Последняя жертва»). Соч.: Актриса-демократка // Театр. 1937. № 8. С. 132–134; О полит. воспитании актера // Искусство и жизнь. 1939. № 3. С. 6; Неосуществленный образ // Сов. искусство. 1951. 6 окт.; Дух творчества // Сов. искусство. 1952. 1 мая; Актер и критик // Ленингр. правда. 1952. 10 авг.; Иск-во миллионов // Ленингр. правда. 1952. 5 нояб.; Коммунисты театра // Театр. 1953. № 5. С. 121–125; Актер и действительность // Театр. 1955. № 7. С. 82–91. Лит.: ТЭ; Гамбринус К. Утверждение лирической темы // РиТ. 1934. № 29. С. 8–9; Цимбал С. Елена Карякина // Сов. искусство. 1938. 2 апр.; Елена Петровна Карякина // Театр. Ленинград. 1960. № 23. С. 6–7; 40 лет на сцене // Театральный Ленинград. 1962. № 37. С. 5–6; Клюевская К. Самое важное // Ленингр. правда. 1972. 24 марта; Ян А. Беспокойство таланта // Вечерний Ленинград. 1977. 24 марта; Некр.: Вечерний Ленинград. 1979. 8 авг. Арх.: ЦГАЛИ СПб. Ф. 259. Оп. 2. Д. 396; Ф. 260. Оп. 1. Д. 417. Л. 59; Д. 661. Л. 15; Ф. 286. Оп. 1. Д. 2. Л. 77; Д. 7. Л. 3 об., 5 об.; Д. 10. Л. 262, 272, 275, 302 об.; Д. 12. Л. 61, 82, 113, 119, 160, 162, 207, 224, 264, 287, 306, 349; Д. 38. Л. 60; Д. 40. Л. 13. Горфункель, Е. Карякина Е.П. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 343-344.