Персоналии
Ефимова Анна Яковлевна, артистка
Ефимова Анна Яковлевна, артистка
Персоналия
Ефимова Анна Яковлевна
Годы жизни
29.06 (12.07) (по др. свед. 29.11 (12.12)).1904, Санкт-Петербург - 23.11.1979, Ленинград, похоронена на Большеохтинском кладб.
Вид деятельности
Артистка
Звание
Заслуженная артистка РСФСР (1974)
Период работы в театре
Биография
Муж — актер и режиссер АТ Е.Г. Альтус. Окончила студию Пролеткульта в Ленинграде. С 1926 по 1931 выступала на сцене Ленинградского театра Пролеткульта, среди ролей: Фаня («Шлак»), Маня («Хлопок»), Ирина («Мертвая зыбь»), Лайла («Бомбей»). С 1931 по 1943 была актрисой БДТ, где сыграла Ивонну («Продавцы славы»), Луиджи («Джойстрит»), Полиньку («Доходное место»), Шуру («Егор Булычов и другие»), Таисию («Достигаев и другие»), Соньку («Аристократы»), Гонерилью («Король Лир»). В АТ Ефимова сначала входила в штат вспомогательного состава труппы, с 1944 была актрисой осн.овного состава. Играла главные, вторые и небольшие роли. Среди основных: Параша («Горячее сердце»), Маша, старуха нищая («Кремлевские куранты»), Надежда Поликарповна Монахова («Варвары»), Мария («Двенадцатая ночь»), Варвара («Крылья»), Василиса («На дне»), Кабанова («Гроза»), Христина Архиповна, санитарка («Платон Кречет»), Анна Павловна Адуева («Обыкновенная история»), Матвеевна, санитарка («Дело, которому ты служишь»), Глафира Фирсовна («Последняя жертва»), тетушка Руца («Птицы нашей молодости»), тетя Наташа («Из жизни деловой женщины»), Таисия («Приглашение к жизни»), Бусыжиха («Иней на стогах») и др. Большой удачей сп. «Высокая волна» назвал критик образ Татьяны Тимофеевны. В ее поведении ощущалась сила, помогавшая окружающим «сбросить груз замкнутости, обособленности». «Ефимова раскрыла зоркое чутье Татьяны Тимофеевны. Чуть грубоватая ее простота, чуть суровая крестьянская душевность, соединенные с глубокой убежденностью, помогали увидеть в спектакле простую женщину-колхозницу» (Театр. 1955. № 12. С. 38. — Ю. Головашенко). В ст. о пост. «Одна ночь» отмечалось: «По-своему острый театральный характер Полины создала А. Ефимова. В ее изображении со сцены предстала цепкая на добычу хищница» (Веч. Ленинград. 1956. 14 июля. — Р. Беньяш). В сп. «На дне» привлекала внимание «красивая, пышная, свирепая Васка, с большой психологической и бытовой достоверностью нарисованная А. Ефимовой» (Ленингр. правда. 1957. 20 янв. — О. Персидская). Агапова («Сын века») у этой актрисы лишь внешне «выглядит суровой, даже грубоватой, что подчеркивается ее широким жестом, мужской походкой, прозодеждой. Эпизодические роли, несмотря на свои более чем скромные масштабы, могут быть очень емкими по содержанию» (Театр. Ленинград. 1959. № 10. С. 11. — С.М. Осовцов). Др. роли: Эмилия («Отелло»), Саша («Памятные встречи»), Дергачева («Персональное дело»), Клеопатра Гавриловна («Почему улыбались звезды»), фрау Попст («Каждому свое»), Преображенская («Тяжкое обвинение»), Клеопатра Львовна («Артем»), Альжбета Кристикова («Мелодия для павлина»), Трефена («Над светлой водой»). Лит.: Репертуар АТ (ук.); Березарк И. Пламенеющим яз. меча и огня. «Король Лир» // Ленингр. правда. 1941. 29 марта. Арх.: АТ (Личная учетная карточка А.Я. Ефимовой); РО б-ки СТД СПб. Инв. № 1739-М (Биография, Л. д. А.Я. Ефимовой). Сбоева, С. Ефимова А.Я. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 285.