Награждена орденом «Знак Почета» (1939) и медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1946).
В 1914 поступила на историко-филологический факультет Высших женских курсов и на Драматические курсы им. Е.Н. Музиль при московском Малом театре. В 1918 окончила курсы и получила приглашение войти во вспомогательный состав актеров Малого театра. Однако болезнь отца заставила актрису уехать в провинцию. Творческую деятельность начала после смерти отца в Ярославле, с исполнения ролей Генриэтты («Две сиротки»), Ани («Вишневый сад»), Розы («Анатэма»). В 1919 выступала в Курске, роли: Раутенделейн («Потонувший колокол»), Софья («Горе от ума»), Титания («Сон в летнюю ночь»).
В конце 2-го сезона была приглашена в Харьков режиссером и педагогом Н.Н. Синельниковым, который раскрыл ее дарование. В его антрепризу она возвращалась не раз, здесь создала свои гланые образы. Среди них в 1920–1922 были: Луиза («Коварство и любовь»), Мирандолина («Трактирщица»), Агафья Тихоновна («Женитьба»), Марион («Марион де Лорм»).
В конце 1922 Парамонова вступила в труппу бывшего Театра Корша, служила в нем три сезона, исполняла роли: королева Елизавета («Дон Карлос»), Консуэла («Тот, кто получает пощечины»), графиня Лара («Канцлер и слесарь»). Вновь работала с Синельниковым, теперь в Ростове; играла Офелию («Гамлет»), Кэт («Джентльмен»). В 1925 перешла в московский театр МГСПС. Прослужила в нем сезон и уехала в Сибирь — в Иркутске и Красноярске выступала с актерами бывшего Театра Корша. Репертуар пополнили Эсмеральда («Собор Парижской богоматери»), Лариса («Бесприданница»), Маргарита («Дама с камелиями»). В 1927 сотрудничала с Синельниковым, на этот раз в Саратове; играла Анну Каренину, Зину («Человек с портфелем»), Ксению («Разлом»). Сезон 1929/30 провела на Дальнем Востоке в Театре М.М. Шлуглейта с коршевской труппой, роли: Катерина («Гроза»), Ида («Озеро Люль»), Людмила («Дети Ванюшина»). Затем год работала в Свердловске.
В 1931 Парамонова вошла в труппу БДТ. Накопленный опыт, мастерство позволили ей создать на этой сцене такие разные по стилю и жанру образы, как Беатриче («Слуга двух господ»), Юлинька («Доходное место»), Джесси («Джой-стрит»), Марина («Патетическая соната»), Мари («Укрощение мистера Робинзона»).
В 1933, желая участвовать в строительстве нового театра и еще раз встретиться со своим учителем Синельниковым, актриса присоединилась к группе актеров Харьковского театра русской драмы. Сотрудничала с его главным режиссером Н.В. Петровым, служившим до 1933 в АТ. Сыграла здесь Софью («Горе от ума»), Шурку («Егор Булычов и другие»), Жанну («Интервенция»), Нину («Ложь»).
В АТ дебютировала в роли Елизаветы Николаевны («Портрет»). Эта роль в спектакле «наиболее глубока, наиболее художественно оправдана». Парамонова создала «образ женщины… с огромной внутренней борьбой, перековавшейся для новой жизни». «Образ Лизы особенно выигрывает в мягкой, „без нажима“ игре А. Парамоновой» (Красная газ., веч. вып. 1934. 21 дек. — А. Кириллов). Сначала актриса занимала амплуа молодой героини, затем перешла на возрастные роли, по преимуществу вторые.
В число основных ее работ входили: Лариса Дмитриевна («Бесприданница»), Аксюша, в очередь с Н.С. Рашевской («Лес»), Марина Мнишек, в очередь с Е.М. Вольф-Израэль («Борис Годунов»), графиня («Безумный день, или Женитьба Фигаро»), Полина и Гертруда, в очередь с Е.И. Тиме («Мачеха»), Негина и Смельская («Таланты и поклонники»), Розаура («Лгун»), леди Мильфорд («Коварство и любовь»), графиня де Ризоор, Гараева, в очередь с Рашевской («Накануне»), графиня де Мальборо («Стакан воды»), леди Снируэл («Школа злословия»), Елена Андреевна, в очередь с Рашевской («Дядя Ваня»), Лидия Павловна («Варвары»), Турусина («На всякого мудреца довольно простоты»), Ирэн («Гражданин Франции»), Александра Викторовна Трапезникова («Доброе имя»), Вера Алексеевна Стессель, в очередь с Вольф-Израэль («Порт-Артур»), Полина Андреевна («Чайка»), Варвара Павловна и Мария Дмитриевна Калитина («Дворянское гнездо»).
Рецензент спектакля «Мачеха» писал: «Полина–Парамонова уже первой репликой показывает, что перед нами девушка умная, сильная, волевая, умеющая и стойко бороться и сохранять в борьбе свое человеческое достоинство. Гертруда пускает в ход последнее средство: она сообщает о мнимом браке Фердинанда. Полина–Парамонова не может подавить охватившего ее волнения. Но как актриса тонко изображает это душевное волнение! Никаких лишних движений, лишь чуть заметное дрожание ресниц и чуть отклонившийся в сторону стан выдают волнение Полины. …Ощущаешь необычайный артистический такт и какую-то особенную манеру изображения психологического состояния героини в самые напряженные моменты» (Театр. 1937. № 9. С. 88. — В. Залесский).
С 1974 жила в ДВС.
Др. роли: Франсуаза Массурб («Мольба о жизни»), Розита («Салют, Испания!»), Наталья Дмитриевна Горич, в очередь с Вольф-Израэль («Горе от ума»), Херарда («Ночь в Толедо»), Ольга («Петр Крымов»), Горелова («За тех, кто в море!»), Александра Ивановна («Персональное дело»), Кэрри Эллис («Осенний сад»), Анна Петровна («Сын века»), Гвоздырькова ("Нарушенный покой" ("Здесь пронеслась любовь").
Лит.: Репертуар АТ (ук.); Ю. Б. Так рождался спектакль: На репетициях пьесы «Салют, Испания!» в Гос. театре драмы // РиТ. 1936. № 22. С. 20–21; Золотницкий. Радлов (ук.).
Арх.: ЦГАЛИ СПб. Ф. 89. Оп. 3. Д. 318; РО б-ки СТД СПб. Инв. № 1358- М2 (Биография, л. д. А.Н. Парамоновой).
Сбоева, С. Парамонова А.Н. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 540-541.
Читать далее