Награжден медалями «За оборону Ленинграда» (1944), «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1946).
Вторая жена — актриса АТ Л.А. Шеленцова.
Окончил в 1919 Николаевскую гимназию в Царском селе. В 1919– 1923 учился в ШРД, был занят в спектаклях «Заговор Фиеско», «Царь Федор Иоаннович», «Старый Гейдельберг», «Монарх», сыграл Жиоглили в сп. «Дитя улицы» («Недомерок»). Осенью 1919 был призван в ряды РККА и в числе других студентов ШРД зачислен в труппу при Политпросвете ПВО, что позволяло продолжать учебу. В 1922 демобилизовался.
Летом 1923 по приглашению П.И. Лешкова принимал участие в гастрольной поездке артистов АТ по Сибири и Дальнему Востоку. Работал в театре-кабаре «Карусель» (1923–1924), конферансье в театре «Балаганчик» (1924–1925), с мая по август 1925 служил в петрозаводском театре Карполитпросвета. С 1925 по 1936 в БДТ, где в списке его ролей были Кардинал («Три толстяка»), Труффальдино («Слуга двух господ»), Ярцев («Разлом»), Звонцов («Егор Булычов и другие» и «Достигаев и другие»), Карандышев («Бесприданница»). Совмещал работу актера с исполнением обязанностей режиссера. Также в течение трех лет вел курс драмы в театральной школе при БДТ.
В 1936 Свирин был приглашен в АТ на амплуа характерного актера. Здесь он подтвердил и укрепил свою репутацию мастера острого сценического рисунка. Первые же выступления Свирина — сыгранные им в сатирическом ключе роли чиновника Белогубова в «Доходном месте» и коммерсанта Годара в «Мачехе» — привлекли к нему внимание критики и театральной общественности. Свирин выходил Силаном в «Горячем сердце», Корзухиным в «Беге», Джорджем Крофтсом в «Профессии миссис Уоррен». Но его основной репертуар составляли эпизодические роли отрицательных персонажей: предатель Сахаров («Порт-Артур»), делец Нерчи («Титаник-вальс»), приспособленец Подхватов («Сын века»), чиновник Смайли («Гражданин Франции»), барон Вурмергельм («Игрок»), Полоний («Гамлет»), генерал Чарнота («Бег»), Бургарин («Болдинская осень») и др.
Свирин был постоянным партнером Ю.В. Толубеева на концертной эстраде («Экзамен на чин», «Убийство на улице Лурсин»). В 1943–1945 в составе фронтового филиала АТ выезжал со спектаклями и концертами в действующую армию — больше 300 представлений в частях 1-го Прибалтийского, Карельского и Ленинградского фронтов, ВМФ Северного флота и ВВС Балтийского флота.
Член Союза писателей с 1939. Автор пьес «Наугад» (поставлена в Ленингр. Красном театре, 1929), «Каша» (Ленингр. театр ЛАРС, 1930), «Секрет Каландры» (Ленингр. театр сатиры, 1931), «Терентий Иванович» (поставлена в 1936 в театре Комедии, в московском Театре Ленсовета и нескольких провинциальных театрах), «Зеленая бочка» (Фронтовой филиал АТ, 1943).
Сп. «Болдинская осень» по его пьесе, премьера которого состоялась в 1969, многие сезоны был одним из самых популярных в репертуаре АТ.
Свирин оставил воспоминания о Ю.В. Толубееве, Н.К. Черкасове, Н.Ф. Монахове.
Соч.: Судьба, рожденная революцией // ТЖ. 1975. № 6. С. 30; О буквах, басах и о правде актера // Николай Черкасов: Сб. М., 1976. С. 368– 373; Ошеломляющий театр Толубеева // Юрий Толубеев. Восп. Ст. Письма. М., 1988. С. 96–99.
Лит.: Юбилеи // Сов. театр. 1935. № 11–12. С. 27; Березарк И. Островский в Ленингр. театре им. Пушкина // Театр. 1938. № 12. С. 87–88; Левин Л. Юрий Свирин // Иск-во и жизнь. 1939. № 1. С. 33; Капралов Ю. «Илья Головин» // Ленингр. правда. 1950. 7 янв. С. 3; Четверть века на сцене // Веч. Ленинград. 1950. 30 окт. С. 4; Троянский М. Вопреки ист. правде // Ленингр. правда. 1953. 14 июля. С. 3; Бондаренко И. «Порт-Артур» // Веч. Ленинград. 1954. 23 янв. С. 3; Янковский М. Сатира или шарж? // Ленингр. правда. 1956. 2 дек. С. 3.
Арх.: СПбГМТиМИ. Ф. 4; АТ (Л. д. Ю.М. Свирина); ЦГАЛИ СПб. Ф. 286. Оп. 1. Д. 2. Л. 108; Д. 10. Л. 264, 275, 302 об.; Д. 28. Л. 7, 28, 59, 109, 110, 135, 148; Д. 40. Л. 7; Ф. 371. Оп. 3–1. Д. 185.
Миронова, В. Свирин Ю.М. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 638.
Читать далее