Награжден медалью «За доблестный труд» (1970), орденом Дружбы народов (1982).
Был женат на актрисе АТ Л.Я. Дубицкой. Отец был актером драмы, брат — артистом балета. С 6 до 14 лет воспитывался в приюте РТО. В 1920 его отдали в ученики осветителя Оперного театра Народного дома, в 1922 поступил в его труппу (вспомогательный состав) и одновременно в студию, где учился у К.К. Миронова, И.К. Самарина-Эльского. Выступал также на сцене Товарищества «Арена и комедия» п/р С.Э. Радлова, А.Д. Дикого. После закрытия театра Народного дома некоторое время работал в периферийных театрах Невеля, Вологды, Вышнего Волочка, Старой Руссы, Кронштадта. Здесь подготовил большой, прежде всего классический репертуар (Незнамов, Миловзоров, Дудукин, Паратов, Жадов в пьесах Островского, Пепел, Тетерев, Вронский, герцог Альба, доктор Ранк). В 1929 вернулся в Ленинград, сотрудничал с Красным театром (Велосипедкин в «Бане», 1-й ведущий в «Первой конной», Болдырев в «Темпе»).
В 1933–1936 в АТ. В числе ролей: Нелькин («Свадьба Кречинского»), королевский комиссар («Дон Кихот»), 3-й понтер («Маскарад»), Рерлунд («Столпы общества»), хорошо одетый господин («Вершины счастья»), Фрегат («Гибель эскадры»), Монс («Петр I»), Титц («Трус»). В 1936–1941 работал в БДТ, исполнял роли Альбера («Сцены из рыцарских времен»), Бенуа («Интервенция»), Филиппа («Благочестивая Марта»), Пустобайко («Дачники»).
С августа 1941 и до конца жизни — в АТ. Киреев идеально соответствовал требованиям, предъявляемым к артисту классической школы. Он прекрасно владел сценической речью, стихом, в его манерах всегда ощущались высокая культура, благородство, поэтому от романтических героев в молодости (Фердинанд в «Коварстве и любви») он впоследствии перешел на роли «благородных отцов» (мистер Астлей в «Игроке», Державин в «Князе Мстиславе Удалом»). Свойственная ему некоторая декламационность была уместна в ролях Корифея в «Антигоне», «Беседах с Сократом», 1-го ведущего в «Оптимистической трагедии». В то же время его индивидуальности не хватало яркости, своеобразия, поэтому он, как правило, был чьим-нибудь дублером. Киреев играл Сатина в очередь с Н.К. Симоновым, инженера Забелина в «Кремлевских курантах» с Ю.В. Толубеевым, Прибыткова с В.В. Меркурьевым. Способность найти характерные черты для самых разных персонажей позволила ему исполнить за свою жизнь более 100 ролей, причем около 50 в АТ. В то же время он был всегда узнаваем. Комические роли в его репертуаре — достаточно случайны. Внутренняя серьезность, сдержанность мешали ему быть веселым гистрионом, легко меняющим маски.
Среди значительных работ Киреева можно назвать Этьена («Гражданин Франции»), Сицкого («Великий государь»), Фердинанда, Массальского («Борис Годунов»), Кутайсова («Полководец Суворов»), Мурова («Без вины виноватые»). Последняя роль артиста — безымянный генерал в «Капитанской дочке».
Др. роли: Наркис, Курослепов («Горячее сердце»), Кассио («Отелло»), Чарлз («Школа злословия»), Виббель («Нашествие»), Фердинанд («Мачеха»), Гаврила Пушкин («Борис Годунов»), Савва («На большой дороге»), Артем («Как закалялась сталь»), Гульд («Русский вопрос»), Багратион («Полководец Суворов»), Архипов («Годы странствий»), командир («Оптимистическая трагедия»), путник («Ярость»), Степанов («Дело, которому ты служишь»), Манюкин («Унтиловск»), Людвиг Дирк («Рембрандт»), Яков («Дети солнца»), камердинер («Плоды просвещения»). В 1930-е играл в радиотеатре. Снимался в кино («Победители ночи»).
Лит.: Репертуар АТ (ук.).
Соколинский, Е. Киреев А.Н. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 348.
Читать далее