Награждена медалями «За оборону Ленинграда» (1942), «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1946), «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».
Муж — актер Николай Александрович Боярский.
Поступила в Ленинградский государственный театральный институт в 1940, окончила его только в 1948 (класс Н.Е. Серебрякова) — в годы войны и блокады оставалась в Ленинграде, работала в военном госпитале санитаркой. Этот жизненный опыт отразился в одной из первых ее киноролей — медсестры Тони в картине «Жила-была девочка» и в дебютных театральных ролях.
Творческая биография началась в 1943 в БДТ, работа в театре совмещалась с учебой в институте. В БДТ были роли второго плана, вводы и небольшая, но заметная роль санитарки Ани Маневич <«Великая любовь» («Мужество»)>.
В 1948 приглашена в АТ, где играла до конца жизни. Первая большая роль — Антонина — сыграна в дипломном спектакле «Егор Булычов и другие».
В АТ Штыкан сформировалась как актриса со склонностью к развитию роли, к драматичности в сочетании с комизмом, с умением отстраниться от роли и взглянуть на персонажа иронически, иногда — безжалостно. Здесь сыграны лучшие ее роли. Среди них в первые сезоны — Луиза Миллер («Коварство и любовь»), Оливия («Двенадцатая ночь»), затем — пушкинская Лаура, доставившая актрисе немало переживаний, поскольку она не чувствовала героиню близкой себе человечески. Зато Оливия — разработана с пониманием женской судьбы, в которой вдруг возникает настоящая любовь и изменяет характер к лучшему, освобождая его от капризов и мелочности. В современном репертуаре Штыкан не знала себе равных в роли Люси Ведерниковой («Годы странствий»). Актриса показала рост человека и его чувств, испытание их жизненными невзгодами. В эту, как и в другие роли, Штыкан вкладывала много сил и делала ее вполне самостоятельно. Ее Люся, инфантильная и очень скромная женщина, оставалась до конца своей трудной семейной жизни с Александром Ведерниковым не просто женой, но великодушным другом. Алексей Арбузов, «которому очень хотелось увидеть в финале Люсю „гордой“ и „новой“, спорил с актрисой до премьеры, а потом признал ее правоту и с тех пор внес Лидию Штыкан в свой синодик любимых актрис» (Портреты актеров. Л., 1971. С. 34. — В. Иванова). Совсем другой характер Штыкан создала в спектакле «Друзья и годы», где играла роль Надежды, своеобразного антипода Люси Ведерниковой. В палитре Штыкан появились новые краски — острота, сатира. Актриса стала прокурором своей героини — цельной, умной, практичной и даже циничной. Ее Надежда, сначала подросток, вырастая, теряет лучшие душевные качества, превращаясь в бесчувственную взрослую женщину. Штыкан в любой роли выделялась лаконизмом, скрытыми, как бы приглушенными переживаниями своих героинь, отчего ее обаяние называли «жестким». Несмотря на это, истории ее героинь казались трогательными и подлинными.
В классическом репертуаре несомненной удачей стала мадемуазель Бланш («Игрок»). Актриса играла с откровенным юмором, психологическими тонкостями и каскадом актерских изобретений. Сцена соблазнения Алексея Ивановича стала классикой актерского искусства: Бланш заставляла молодого человека раздевать ее и при этом деловито и с юмором подсчитывала, как быстро сможет потратить его деньги. В этой роли актриса исполнением «дописывала» романный образ. Бланш сохранялась в репертуаре Штыкан более десяти лет. В годы активной работы в АТ Штыкан сыграла учительницу французского языка Шаховскую («Жизнь Сент-Экзюпери»), заглавную роль в спектакле «Скандальное происшествие с мистером Кэттлом и миссис Мун», Коробочку («Мертвые души»), Татьяну Львовну («Веранда в лесу») и др. В роли миссис Мун Штыкан на глазах зала превращала скучнейшую «мумию» в симпатичную, живую и даже изящную женщину. К сожалению, последние годы пребывания в АТ таких ролей ей не принесли и яркое, своеобразное дарование актрисы до конца не реализовалось. Снималась в кино: Александра Пуртгольд («Мусоргский»), Маша («Морской бастион»), сестра («Дорогой мой человек»), Туркина («В городе С»), работала на телевидении (тетя Тася в телеспектакле «Годы странствий»).
Другие роли: Синтия («Голос Америки»), Марина Мнишек («Борис Годунов»), Наташа («Высокая волна), Негина («Таланты и поклонники»), Берта («Заговор Фиеско»), леди Тизл («Школа злословия»), Люська («Бег»), Топсик («Дальняя дорога»), Жанна («Почему улыбались звезды»), Ася Давидовна («Все остается людям»), Черемушкина («Потерянный сын»), Лаура («Маленькие трагедии»), Беттина («Перед заходом солнца»), Тафаева («Обыкновенная история», 1965), Авдотья Назаровна («Иванов»), Ада Квонсет («Аэропорт»).
Лит.: СПбГАТИ СИ. С. 215; Репертуар АТ (ук.); Брусиловская Э., Хаславская А. Лидия Штыкан // Смена. 1955. 8 марта; Алянский Ю. По следам первой роли // Театр и жизнь. Л.; М., 1958. С. 171–180; Друзина М. Цена творческих затрат и стоимость успеха // Смена. 1965. 30 марта. С. 3; Иванова В. Лидия Штыкан // Портреты актеров. Л., 1971. С. 24–47; Боярская Е.Н. Чтобы помнили... // СПбВед.1995. 24 июня. С. 6.
Арх.: РГИСИ. Ф. 352. Оп. 1-с. Д. 204; АТ (Л. д. Л.П. Штыкан).
Горфункель, Е. Штыкан Л.П. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 799-800.
Читать далее