Вернуться
Надеждин Сергей Михайлович, артист балета и драматический актер, балетмейстер, режиссер, педагог
Надеждин Сергей Михайлович, артист балета и драматический актер, балетмейстер, режиссер, педагог
Персоналия
Надеждин Сергей Михайлович
Годы жизни
23.08(04.09).1880, Санкт-Петербург - 22.07.1958, США
Вид деятельности
Артист балета и драматический актер, балетмейстер, режиссер, педагог
Период работы в театре
Биография
Настоящая фамилия Осипов. Окончил балетное отделение петербургского императорского Театрального училища. Сезоны 1898/99– 1903/04 входил в балетную труппу петербургских императорских театров. В 1901 окончил Драматические курсы при петербургском императорском Театральном училище. На сцене АТ выступал во множестве выходных и эпизодических ролей, иногда — во вторых ролях: Голубев («Летняя картинка»), человек Крутицкого («На всякого мудреца довольно простоты»), слуга Горичей («Горе от ума»), Люнгстранд («Дочь моря»), Брокман («Воспитатель Флаксман»), Шмерц («Дело»), Дю-Круази («Жеманницы»), Гришка («На бойком месте»), Арсентий, 2-й лакей и Гришуха («Холопы»), слуга («Недоросль»), Иоэль («Уриэль Акоста»), Тибальд («Ромео и Джульетта»), Гильденстерн («Трагедия о Гамлете, принце Датском»), Валер («Тартюф»), Кукса («Ассамблея»), Гарсиа Суарец («Эрнани»), 2-й понтер и Петков («Маскарад»), доктор («Флавия Тессини»). Один из постановщик танцев в спектакле-пантомиме В.Э. Мейерхольда «Шарф Коломбины» (1-й вариант, Дом интермедий, сезон 1910/11). В 1916 — главный режиссер Малого (Суворинского) театра, поставил сп. «Ната Валицкая» (бенефис В. А. Мироновой), «Чайка», «Война женщин» (совместно с Мейерхольдом). Л.Я. Гуревич хвалила «Чайку»: «На этот раз режиссура в лице г. Надеждина достигла очень многого. И как приятно было, что она не внесла в постановку чеховской пьесы никаких модернистических вычур!» (Речь. 1916. 1 сент. С. 5). И резко негативно отнеслась к сп. «Война женщин» «старика Дюма»: «Очевидно стало, что Мейерхольд и верный сподвижник его Надеждин решили использовать комические элементы пьесы, чтобы создать на сцене подобие Надеждин решили использовать комические элементы пьесы, чтобы создать на сцене подобие клоунады». Клоунада «с самого начала пошла во всю: исполнители второстепенных ролей по-клоунски выкрикивали, приседали и перекувыркивались; главные персонажи… подпрыгивали, толкались в тесном помещении кабачка, суетились и кричали. …За этим спектаклем чувствовалась… рука Мейерхольда, который в момент всеобщего разгула аппетитов, не удовлетворившись своей деятельностью в двух казенных театрах, бросился в болото суворинского театра» (Речь. 1916. 13 нояб. С. 6). В 1920 уехал в Константинополь, затем в Париж. Работал на студии «Альбатрос». Был ассистентом режиссера фильма «Les Ombres qui passent» («Мимолетные тени») А. Волкова (1924), режиссером фильмов «Le Chiffonier de Paris» («Парижский тряпичник», 1924), «La Cible» («Мишень», 1924), «L’Heureuse mort» («Счастливая смерть», 1924), «Le Nègre blanc» («Белый негр», 1925) и др. В студии иск-ва кино, организованной парижским ж. «Кинотворчество», вел курс пластики и ритмики (1924). В 1943 поставил оперу-буфф «Иванов Павел» в Рус. драм. театре п/р К. Питоевой. Летом 1926 уехал в Нью-Йорк. Др. роли в АТ: 3-й мещанин («Горячее сердце»), лакей Барфлера, герцог Бургундский, герцог Неверский («Жанина»), 3-й старейшина («Эдип в Колоне»), Ванюша («Божий цветник»), доктор («Великая тайна»), Семен («На покое»), 1-й половой («Не в свои сани не садись»), 3-й статс-секретарь («Ришелье»), царевич Федор («Смерть Иоанна Грозного»), Артур («Среди цветов»), Гаврюшка («Игроки»), Костя («Сполохи»), Гланц, лакей («Старый Гейдельберг»), Егорушка («Иванов»), вестник («Ифигения-жертва»), Веньяминов («Мышеловка»), пастух («Шут Тантрис»), Соларино («Венецианский купец»), столяр («Волки и овцы»), Джулио («Пастушка-герцогиня»), Федотик («Три сестры»), офицер, Петушков («Живой труп»), Генрих, слуга принцессы Елены («Сам у себя под стражей»), петиметр («Светлейший»), посадский москвич («Избрание на царство царя Михаила Федоровича Романова»), граф Риверс («Ричард III»), германский офицер («Король, закон и свобода»), доктор («Мещане»). Соч.: Совр. театр и худ. // Опись памятников рус. театра из собрания Л.И. Жевержеева. Пг., 1915. С. XX–XXI. Лит.: Репертуар АТ (ук.); Горский В. Театр А.С. Суворина. Бенефис В.А. Мироновой // НВ. 1916. 1 апр. С. 6; Драм. сезон // БВед. 1916. 3 мая. С. 6; Научно-исследовательский проект по творческому наследию В.Э. Мейерхольда «Любовь к трем апельсинам» (1914–1916): В 2 т. СПб., 2014 (ук.). Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 5. Д. 2325. Сбоева, С. Надеждин С.М. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 493-494.