Вернуться
Устругова Варвара Карловна, артистка, собирательница народных сказок, частушек и сказаний
Устругова Варвара Карловна, артистка, собирательница народных сказок, частушек и сказаний
Персоналия
Устругова Варвара Карловна
Годы жизни
начало 1870-х - 1944, Кировская обл.
Вид деятельности
Артистка, собирательница народных сказок, частушек и сказаний
Период работы в театре
Биография
Урожденная Осташевская. Другое написание отчества Коральевна. Окончила Петербургский институт гражданских инженеров. Муж (до 1913) — однокурсник по институту Дмитрий Дмитриевич Устругов. Устраивала спектакли в Боровичах Новгородской губ., организовала представления для крестьян в местном Народном доме. «Начала выступления на эстраде в Первую мировую войну, участвуя в концертах в госпиталях и лазаретах для раненых воинов. Затем закрепилась на профессиональной эстраде» (Галлай З.А. Из неопубликованных мемуаров // Чтецы. Мемориал. РО б-ки СТД СПб. Л. 1). Выступала в Петербурге, где ее концерты пользовались успехом. «Очень понравились сказки г-жи Уструговой, которая рассказывает их с поразительной простотой, чистым народным говором, но без того подчеркивания „быта“, которое так мешает слушать: тут просто будто сидит умная деревенская „баба“, сучит нитку, и речь ее льется будто сама собой, бойко и живо» (НВ. 1914. 20 янв.). Незатейливые ее сочинения всегда откликались на злобу дня. Рассказывая сказки, Устругова «безобидно улыбалась; наивностью, простотой веяло от ее доброго, ласкового русского лица, дышащего милым юмором; но колючим укором проникнуто было ее „бабье суждение“ о нынешней дороговизне...» (БВед. 1916. 28 марта. С. 4). На одном из концертов присутствовал директор императорских театров В.А. Теляковский, «и артистка принята была без дебюта, без обычной „протекции“» (БВед. 1915. 5 мая. С. 6) в АТ на бытовые роли классического репертуара. Правда, на сцене АТ Устругова появлялась нечасто. Исполняла небольшие роли: мамка царевича Дмитрия («Смерть Иоанна Грозного»), Дарья («Кукушкины слезы»), Глаша, девка в доме Кабановой («Гроза»), женщина («Петр Хлебник»), Арина, нянька Любови Гордеевны («Бедность не порок»), Квашня («На дне»), Матреша («Мужичок»). После 1921 полностью посвятила себя концертной деятельности и, по свидетельству З.А. Галлай, которая часто встречалась с Уструговой на эстрадных подмостках, именно она была наиболее популярной исполнительницей национального эпоса. Ее репертуар пополнялся записями М.М. Серовой и других собирателей народного творчества. «После убийства Кирова Устругову выслали в г. Киров (Вятку) ... — писала Галлай. — Судьба вновь свела меня с Уструговой в 1941 г., когда я была эвакуирована в Киров. Она выступала там в госпиталях и небольших концертах. Очень одряхлела, жила с внуком». В 1944 участвовала «в поездке на пароходе по Вятке, где артистов по мере возможности подкармливали. Это обстоятельство и обилие в дороге ягод после длительного полуголодного режима и погубило Устругову. Товарищи вынуждены были не прерывать поездки и оставить ее в больнице, а на обратном пути узнали о ее кончине. Было ей немногим более 70 лет» (Галлай З.А. Из неопубликованных мемуаров // Чтецы. Мемориал. РО б-ки СТД СПб. Л. 2). Соч.: Кот посхимился. Сказка сказа В.К. Уструговой. [Пг.], 1918. Лит.: Репертуар АТ (ук.); Хроника // ТиИ. 1915. No 19. С. 321; Кузнецов Е. Из прошлого рус. эстрады. М., 1958. С. 341; Чуковский К. Дневник (1930–1969). М., 1995. С. 72, 358, 553. Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 13. Д. 1098. Сбоева, С. Устругова В.К. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 740-741.
Экспонаты, связанные с персоналией Отобрано: 1