Из дворян Калужской губернии. Окончила в 1915 Драматические курсы петербургского императорского Театрального училища (класс Ю.М. Юрьева). В экзаменационных спектаклях играла кормилицу Федры («Ипполит»), Кручинину («Без вины виноватые») — с несомненным успехом, m-me de Libanoff («Где тонко, там и рвется») и Василису («Василиса Мелентьева»). «Есть что-то небанальное в интонациях и движениях г-жи Можаровой, игравшей кормилицу Федры», — отметила Л.Я. Гуревич (Речь. 1915. 6 февр. С. 5). И в рецензии на комедию «Без вины виноватые», поставленную «ради ученицы Можаровой», поделилась своим впечатлением: «Можарова обладает очень хорошими внешними данными и в то же время тяготеет к сильно драматическим ролям, однако идет на амплуа матерей. И во всем облике молодой актрисы, в простоте ее игры чувствуется природное благородство, какая-то внутренняя сосредоточенность и серьезность. Минутами она напоминала мне покойную Савицкую из Художественного театра, незабвенную в „Трех сестрах“». Но, в отличие от Савицкой, «у нее не хватает любви к характерному — к чертам, придающим роли яркую индивидуальную окраску» (Речь. 1915. 26 февр. С. 4). В роли кормилицы, «не нарушая стиля греческой трагедии, она показала надлежащий артистический темперамент», — признал В.Н. Соловьев. В «мелодраматической комедии» Островского, проявив «художественный такт, построила очень цельный рисунок своей роли, подчинив отдельные детали исполнения общему плану» (Аполлон. 1915. № 3. С. 61).
В 1-й сезон службы в АТ Можарова, кроме Кручининой, играла Кубанину, мать («Романтики»), и Елену Ивановну, жену Вожжина, с которой он давно разошелся («Зеленое кольцо»), выступала в сп. «Гроза». Критик, воспринявший мейерхольдовскую «Грозу» как трагедию, свидетельствовал: «Запоминающийся образ дала Можарова в роли юродивой барыни. Она, действительно, была страшна». Когда звучали «грозные прорицания… проникновенного голоса» ее барыни, «в театре водворялась мертвая тишина» (БВед, веч. вып. 1916. 10 янв. — В. Боцяновский).
В «Маскараде» Мейерхольда Можарова исполняла роль 2-й дамы.
В ее репертуар входили: жена Годунова Мария Григорьевна («Смерть Иоанна Грозного»), Татьяна («Мещане»), Глафира («Холопы»). Молодая актриса быстро расширяла свое амплуа характерных драматических героинь в возрасте, отличалась умением обобщать сильные чувства.
В 1919 Можарова играла в московском театре Дворца Октябрьской революции (в помещении Зеркального театра «Эрмитаж») главную роль — актрису Теруань де Мерикур в «Карманьоле». Но новый театр не оправдал ее надежд, соединить задачи идейные и художественные в созвучном революции репертуаре ему не удалось, творческий коллектив распался.
Актриса вошла в труппу московского Малого театра. В сезоне 1923/24 снова выступала на сцене АТ, теперь — в роли царицы Ирины Федоровны («Царь Федор Иоаннович»).
Лит.: Репертуар АТ (ук.); Д-ов Н. [Н.Н. Долгов]. «Романтики». Пьеса Д.С. Мережковского. (АТ) // Искусство. 1916. № 3. С. 17; Варламова А. «Гроза» в пост. Вс.Э. Мейерхольда (АТ, 1916) // А.Н. Островский. Новые исследования. СПб., 1998. С. 106.
Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 13. Д. 702.
Сбоева, С. Можарова Н.С. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 482.
Читать далее