Происходил из горнозаводских мастеровых Пермской губ. (Оханский у. Очерской волости), неклассный художник. С 1 сент. 1903 учился на Драматических курсах петербургского императорского Театрального училища в классе В.Н. Давыдова. Был принят в АТ на выходные роли. В первые сезоны действительно играл в основном роли «на выходах». «Разве не видели господа, вершащие судьбы образцовой сцены, что все эти Владимировы, Гарлины, Вертышевы, Локтевы — вообще очень милые молодые исполнители — изображают на этот раз не Лаэрта, Горацио, Марцелло, Розенкранца, а парикмахерских подмастерьев?..» — писал критик «Театра и искусствава» о постановке Ю.Э. Озаровского «Гамлет» (1911. № 14. С. 28. — Б. И. Бентовин), в которой Вертышев играл Марцелло.
Начало актерской карьеры В. не предвещало ничего существенного, он мало выделялся из толпы статистов. Но в то же время уже во второй сезон В. сыграл роль Держиморды в «Ревизоре», Прокофия в «Холопах» (1907), а «9 ноября [1906] в Александринском театре по внезапной болезни г. Усачева роль Абрама в пьесе «На распашку» (1906) с одной репетиции играл г. Вертышев, не нарушив общей гармонии исполнения пьесы» (РГИА. Ф. 497. Оп. 13. Д. 174. Л. 11). Актер заменил и Н.Н. Ходотова в роли Томилова («Сполохи», 1908). Его заметил Мейерхольд и предложил сыграть роль Гилена в пост. «Шут Тантрис». Актер вдруг проявил себя и в этом неожиданном по стилистике спектакле оказался для режиссера полезен в роли Гилена как необходимая и важная «краска». В 1911 В. уже была поручена роль Прохожего в «Вишневом саде», но одновременно актер продолжал играть как «выходные» роли, так и гл.: Дона Карлоса («Дон Жуан» в пост. Мейерхольда), Вурма («Коварство и любовь»), Цифиркина («Недоросль»). В 1912 в репертуаре В. появилась роль современника — сына профессора Сторицына в мелодраме Л. Андреева «Профессор Сторицын». В. был единственным исполнителем, вызвавшим похвалу зрителей и профессионалов. «…В другой раз рассмеялись зрители, когда сын профессора отлично сказал одну фразу (г. Вертышев хорошо играет эту роль). Профессор предлагал ему рассказать всем в гимназии, как отец с ним пьянствовал. „Зачем же это?“ — спросил Вертышев таким тоном, каким разговаривают с капризными детьми. Зрители засмеялись тому, что вопрос был такой же, какой у них — зрителей, и отношение к профессору такое же» (Речь. 1912. 22 дек. С. 5. — П. Ярцев). Начинающий актер сумел сконцентрировать в своей, м. б., не ключевой роли психологический контекст, при помощи которого неожиданно раскрывались и др. герои мелодрамы.
В. быстро вошел в труппу АТ и вскоре стал неотъемлемой ее частью. Он был полезен театру, так как мог быстро ввестись на любую роль, заменяя коллег. Эта его способность была оценена в АТ. Он был награжден медалью на Владимирской ленте в память 100-летия Отечественной войны 1812. Актерские способности В. пригодились АТ и в новых условиях, наступивших после 1917, когда в репертуаре появились спектакли антитиранической направленности, такие, как «Фуэнте Овехуна».
Лит.: Репертуар АТ (ук.).
Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 13. Д. 174.
Лопатин, А. Вертышев К.Н. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 161-162.
Читать далее