Награжден орденом Трудового Красного Знамени (1959), медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». В АТ 1911–1929.
Сын протоиерея. Окончил классическую гимназию. С 1905 по 1908 учился на историко-филологическом отделении Петербургского университета и оставил его ради театра. Учился на Драматических курсах петербургского императорского Театрального училища (класс А.И. Долинова). В 1918 г. женился на артистке АТ Усачевой, дочери артиста А.А. Усачева (ТиИ. 1918. № 18-19. С. 189).
Зачислен в штат АТ по контракту с мая 1911, правда, выступал на его сцене с 1909: «В течение последних лет, проведенных в училище, принимал участие в спектаклях Александринского театра на выходных ролях (штата сотрудников тогда не существовало, и театр обслуживался учениками драматических курсов)» (Артист и режиссер Николай Васильевич Смолич. Л., 1929. С. 3). Участие в выпускных спектаклях было отмечено прессой: «Елесю [„Не было ни гроша, да вдруг алтын“] играл ученик Смолич, которого я заметил еще в прошлом году во второстепенных ролях. Говор у него совсем не тот, какой нужен в Островском, но он живет на сцене, у него есть юмор, попадаются яркие интонации, говорящие о даровании, мало отшлифованном» (ТиИ. 1911. № 9. С. 189. — Н. Тамарин [Н.Н. Окулов]).
В выпускной серии спектаклей Смолич постоянно обращал на себя внимание: «Из молодых исполнителей комизм проявил только г. Смолич (Бартоло), показавший снова свое дарование» (ТиИ. 1911. № 12. С. 248. — Н. Тамарин [Н.Н. Окулов]) И наконец: «Очень хорош даровитый г. Смолич и в Шамраеве („Чайка“) и в пьяном Семке в пьесе Федотова. Вот у кого не было никакого пересола и все время жизнь била ключом» (ТиИ. 1911. № 13. С. 268. — Н. Тамарин [Н.Н. Окулов]).
Чаще всего артисту приходилось выступать на сцене Михайловского театра в так называемых спектаклях для молодежи — «для учащегося юношества». Об одном из них — о пост. комедии П. Кальдерона «Сам у себя под стражей» — отозвался все тот же Н. Тамарин: «Молодые силы, выступившие в пьесе Кальдерона, увы, оказались жертвами плохой школы». Недостатки ее не устранил режиссер спектакля А. Долинов. Правда «проявил искорки юмора юный г. Смолич (веселый слуга принца)» (ТиИ. 1911. № 38. С. 696).
И еще одно нашедшее отражение в прессе выступление — в мольеровском «Тартюфе»: «Как всегда в этих спектаклях большинство ролей в руках молодежи: даже крупная и очень ответственная роль Оргона поручена г. Смоличу, еще в прошлом году выделявшемуся на экзаменационных спектаклях. Молодой даровитый артист был, в общем, виден сразу, тупость, мелочность, ограниченность и доверчивость Оргона выступили у него достаточно ярко. Жаль только, что модуляциям голоса этого Оргона не хватало гибкости, сочности и разнообразия» (Речь. 1911. 20 нояб. С. 6. — Вас-ий Л.). Оргона Смолич будет играть в дальнейшем на протяжении мн. лет, эту роль можно отнести к крупным и лучшим его созданиям.
Т. н. «выходные» роли — слуга («Горе от ума», «Шут Тантрис», «Сам у себя под стражей»), чиновник («Тяжелые дни»), 4-й актер в «Мышеловке» («Гамлет»), дворник («Кухня ведьмы»), ламповщик («Светлейший»), служка синагоги («Уриэль Акоста») — не обнаруживали признаков быстрого карьерного роста. Не принес существенных изменений и следующий сезон: то он молодой человек в «Тяжелых днях», то 2-й слуга в «Шуте Тантрисе», рассыльный в «Кухне ведьмы», Мишка в «Ревизоре», Яков в «Не так живи, как хочется», Карп в «Завтраке у предводителя».
Участвовал в этом сезоне Смолич в 18 пьесах и выходил на сцену 127 раз (ЕИТ. 1912/13. Прил. С. 83). Чаще всего это были абонементные спектакли (на сезон 1912/13 было объявлено три абонемента по четыре представления в каждом).
Началась педагогическая деятельность Смолича — вел он ее на протяжении почти всей жизни, с некоторыми перерывами (даже в 1960-е, незадолго до смерти, работал как педагог в Московской консерватории). В начале пути, после 3–4 лет преподавания на курсах Г. Привано, Смолич последовал за Вивьеном в организованную им в 1918 ШАМ. Затем он «в 1920 г. открывает свою студию (в Эртелевом переулке), просуществовавшую до 1923 г.» (Артист и режиссер Николай Васильевич Смолич. С. 4).
Учить и учиться Смоличу приходилось параллельно. И первым, а может, и главным учителем для него стал Вс.Э. Мейерхольд. История взаимоотношений Смолича и Мейерхольда при этом не слишком богата фактами и исчерпывается участием в спектаклях «Стойкий принц», «Шут Тантрис», «Зеленое кольцо» и «Маскарад».
Работа Смолича в спектакле «Зеленое кольцо» (1915) была замечена прессой и зрителями. Публике запомнился гимназист Сережа, его любовные признания, его жажда обновления и молодой энтузиазм. Отклики о небольшой роли Смолича содержали многие рецензии, и хотя были они чрезвычайно краткими, но однозначно хвалебными. С 1911 в АТ планомерно шла кропотливая и очень важная работа Мейерхольда над постановкой «Маскарада»: рождался эпохальный спектакль, сама репетиционная работа над ним оказалась едва ли не более важной и не менее эпохальной, чем премьера.
В конце концов в 1917 спектакль был собран для показа публике за 18 дней. Смолич играл роль молодого чиновника. «Скромно появляясь в глубине сцены, он элегантно и как будто порхая, но в то же время не теряя достоинства, раскланивался со всеми, ловко скользя по гладкому паркету. В этот момент он был полным олицетворением молодого чиновника той эпохи, делающего карьеру. Из такой мизерной роли Н.В. Смолич сумел создать положительно шедевр, который необыкновенно как запоминался зрителем» (Юрьев. Т. 2. С. 208).
Перечень ролей мог бы впечатлить, если бы они были премьерными. Но почти все крупные роли Смолича — вводы. Это (кроме некоторых уже названных) Митрофан («Недоросль»), Бальзаминов («Женитьба Бальзаминова»), Хлестаков («Ревизор»), Жевакин и Анучкин («Женитьба»), Царь Федор («Царь Федор Иоаннович»), Раскольников («Преступление и наказание»), Скарпиа («Тоска»), Гулячкин («Мандат»).
О работе Смолича тех лет свидетельствовал Г. Юдин: «Все нравилось мне в Смоличе — прекрасная русская речь, проникнутая острым чувством ритма и музыкальностью звучаний, безупречная пластика его сценического поведения удивительные естественность, непринужденность, изящество и элегантность при полном отсутствии какой бы то ни было манерности, самолюбования» (Сов. музыка. 1983. № 6. С. 90).
К режиссуре Смолич пришел уже на драматических курсах: «Режиссерские работы Н.В. Смолича ведут свое начало еще с годов ученичества. Для выпускных спектаклей им выполнены три самостоятельные постановки: „Воители в Гельгеланде“ Ибсена, „Севильский цирюльник“ Бомарше и „Хрущевские помещики“ Крылова. Затем начинается режиссура во время летних поездок ансамблей артистов Александринского театра» (Артист и режиссер Николай Васильевич Смолич. С. 5).
В официальном послужном списке первым самостоятельным, не возобновленным, а поставленным впервые спектаклем на сцене АТ значится «Декабрист» П. Гнедича (1918). Изменение статуса артиста Смолича в АТ связано с периодом революционных преобразований 1917. В январе 1918 в АТ был создан Временный комитет, взявший управление театром на себя. В состав комитета, наряду с Д. Пашковским, А. Соковым, Л. Вивьеном, П. Лешковым и др., вошел и Смолич. Система управления меняла названия — Временный комитет, Директория, потом дирекция — во всех руководящих органах значился и Смолич, вплоть до того, что был период (первое полугодие 1920), когда он управлял театром единолично.
На волне социального заказа не без успеха прошла и поставленная Смоличем «Женитьба Фигаро» с Горин-Горяйновым в главной роли — Бомарше числился в актуальных авторах того времени. Спектакль шел в оформлении К. Коровина, в том числе и на сцене Михайловского театра.
Поворотной в судьбе Смолича стала постановка в 1920 «Заговора Фиеско» Шиллера — пьесы, запрещенной для исполнения в дореволюционной России. Ближе к премьере на репетиции стали вызывать оркестр и Б.В. Асафьева с С.А. Самосудом — автора музыки и дирижера, с которыми Смолич будет связан в дальнейшем самыми крепкими творческими узами. Спектакль получался густонаселенным и пышным (к репетиции 8 мая: «декорации, станки, лестница, мебель, аксессуары, бутафория, факелы, канделябры, знамена, оружие, костюмы для народа, шумные эффекты, освещение, барабанщики, колокольный звон» (ЦГАЛИ СПб. Ф. 260. Оп. 1. Д. 197. Л. 95)). В основных репетициях участвовали из мужского состава — В. Гарлин, Я. Малютин, Е. Студенцов, Г. Ге, из женского — М. Ведринская, Е. Тиме, М. Домашева. Они и сыграли 25 мая 1920 премьеру. В итоге отклики были весьма положительны: «Александринский театр безусловно одолел колоссально трудную задачу», — заключал рецензент «Известий» М. Двинский (Известия Пг. Совета. 1920. 26 мая). Ему вторил М. Кузмин: «этот спектакль очень важен, более важен, чем это можно предполагать» (Условности: Статьи об искусстве. Пг., 1923. С. 83.). Впервые поставленная после цензурного запрета драма Шиллера стала действительно заметным явлением бурной, пестрой, противоречивой жизни театра. Для Смолича это был опыт постановки гранд-спектакля, как мы бы сегодня назвали это грандиозное костюмное зрелище. В этом его шиллеровском опусе выявились задатки музыкального режиссера, и через год Смолич уже репетировал «Травиату» в бывш. Михайловском театре, начав новую карьеру, которая оказалась куда более успешной, нежели карьера актера и режиссера драматического театра.
В АТ С. поставил также сп. «Усмирение строптивой» (1919), «Эльга» (1922), «Король комических поэтов» (1922), «Посадник» (1922), «Канцлер и слесарь» (1923), «Царь Федор Иоаннович» (1923), «Торжество в Венеции» (1923, по собственной пьесе).
Накопленный опыт далее реализовался на оперной сцене: в 1924–1930 Смолич — художественный руководитель Малого оперного театра, в 1930–1938 — главный режиссер Большого театра в Москве, в 1938–1947 — главный режиссер и художественный руководитель Театра оперы и балета им. Т. Шевченко в Киеве. В 1961–1963 — педагог Московской консерватории.
Лит.: ТЭ; Репертуар АТ (ук.); СПбГАТИ СИ (ук.); Сюжеты, 2. С. 242–262.
Арх.: СПбГМТиМИ. Ф. 199.
Третьякова, Е. Смолич Н.В. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 664-666.
Читать далее