Вернуться
Барковский Сергей Дмитриевич, артист, режиссер, драматург
Барковский Сергей Дмитриевич, артист, режиссер, драматург
Персоналия
Барковский Сергей Дмитриевич
Годы жизни
род. 14.12.1963, Алма-Ата
Вид деятельности
Артист, режиссер, драматург
Звание
Заслуженный артист России (2005)
Период работы в театре
Биография
Окончил философский ф-т ЛГУ в 1986, в 1993 (защита 1995) СПбГАТИ (режиссерский класс М.В. Сулимова). Играл в театре «Комедианты» — граф де Гиш («Сирано де Бержерак»), Калиф («Калиф-аист»); в театре «Фарсы» — Горацио («Гамлет»); в БДТ — Ларсен («Загадочные вариации»); в Театре «ХХI-й век» — Антон («Вальс одиноких»); в Творческом объединении «Арт-Питер» — Шмага («Картины из жизни девицы Любови Отрадиной»), Франсуа Пиньон («Я должен убрать президента»); в театре Комедии — Форд («Виндзорские проказницы»), Фабрицио («Влюбленные»), Паскуале Лойяконо («Призраки»); в театре «Рус. анреприза» им. А. Миронова — Джордж Райли («Входит свободный человек»), Павел Оброшенов («Шутники»), Чарнота («Рыцарь Серафимы»), Онуфрий («Дни нашей жизни»); в Пушкинском театр. центре — моносп. «История села Горюхина», «Авдей Флюгарин, или Commedia dell’arte из истории российской журналистики», «Жуковский. Прощание». С 1992 работает в Молодежном театре на Фонтанке. Среди ролей: Пьеро («Звучала музыка в саду»), Кимбл («Трехгрошовая опера»), сэр Чарльз Марлоу («Ночь ошибок»), Сэр Тоби Бэлч («Двенадцатая ночь»), Боярский и Урусов («Крики из Одессы»), виконт Болингброк («Стакан воды»), Желтухин («Касатка»), Тальберг, Алексей («Дни Турбиных»), Карл («Жаворонок»), Чебутыкин («Три сестры»), Тартюф («Тартюф»), Доменико Сориано («Семья Сориано, или Итальянская комедия»). В сп. «Волшебный полет над Багдадом» выступил как соавтор сценария и режиссер. Б. удаются и острохарактерные комедийные, и драм. роли. Ему присуще «тонкое чувство жанра». Актер «изящен», и не только в пластике, его «изящество в том, как строится роль, где он выглядит ярче, где слегка приглушает тон» (ПТЖ. 1998. № 16. С. 124. — Е. Тропп). Его игра отличается легкостью, «насмешливой импровизацией», органичными и виртуозными переходами с «молниеносной сменой эмоций» (ПТЖ. 1999. № 18–19. С. 69. — Н. Мельникова), сочетанием иронии и проникновенности. Работает на радио, телевидении, снимается в кино. В АТ играл как приглашенный актер. Его царевич Алексей («Сказание о царе Петре и убиенном сыне его Алексее») был «не государственником, а всего-навсего — нормальным человеком, имеющим право на собственную судьбу». Сосульками висели его реденькие волосы. Слабым был голосок. Расхлябанными — движения рук и ног. Мысли и желания — ординарными: «поесть сладко, погулять ярко, Ефросинью любить крепко». Круглое лицо его было симпатичным, глаза — живыми, переменчивыми, тело — молодым, крепким, легким. Отчаянно бился он за возможность жить так, как сам хочет. Беспомощность, трусость, страх, любовь, нежность, страдание — все это раскрывал Б. в своем герое, «на редкость живом, нагло униженном и невесть во имя чего уничтоженном человеке» (Культура. 1999. 30 дек. — 12 янв. С. 9. — И. Василинина). В состоянии «неисчерпаемого азарта, почти восторга от собственных плутовских выдумок» (ПТЖ. 1998. № 16. С. 148. — Н. Рабинянц), в к-рых он не знал устали, пребывал его уморительный щитоносец Кривомозг («Горебогатырь Косометович»). Его Сганарель («Дон Жуан») — «слуга-антагонист» Дон Жуана. Одновременно он, «с юмором, брызжущим через край жизнелюбием», воспринимался «частью своего хозяина, его творением» и «ненавязчиво „играл короля“». Возражал — «но будто понарошку, в глубине души будучи убежденным в обратном»; ему нравилась игра «в Праведника и Грешника» (ТЖ. 2002. № 9. С. 14. — Л. Филатова). «Служба у Дон Жуана заставляет его играть различные роли, переодеваться, кривляться… Но сквозь маску буффона будто бы постоянно проступает иное: он словно и вправду верит, что человек — это чудо, и мир Божий — чудо» (Веч. Петербург. 2001. 30 янв. — Т. Кирилина). Др. роли в АТ: старший пристав («Борис Годунов»). Лит.: СПбГАТИ СИ. С. 272; Репертуар АТ (ук.). Арх.: РГИСИ. Ф. 352. Оп. 82-с. Д. 20. Мальцева, О. Барковский С.Д. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 99-100.