Персоналии
Баргман Александр Львович, артист, режиссер
Баргман Александр Львович, артист, режиссер
Персоналия
Баргман Александр Львович
Годы жизни
род. 20.06.1970, Душанбе Таджикской ССР
Вид деятельности
Артист, режиссер
Звание
Лауреат Государственной премии РФ (1999)
Период работы в театре
1991 — 1999, 2003 — 2005
Биография
Окончил в 1991 ЛГИТМиК (класс И.О. Горбачева). Играл в спектаклях театра Комедии — Ричард Курт («Мужчины в ее жизни»); Творческого объединения «Арт-Питер» — Миловзоров («Картины из жизни девицы Любови Отрадиной»); театра «Приют комедианта» — Гамлет («Гамлет»), Стенли Ковальски («Трамвай „Желание“»), Пелайо («Сбитый дождем»); Театра. doc — Аркадий Ильич («Бытие №2»); Белого театра — Торвальд Хельмер («Нора»); Театра им. В. Ф. Комиссаржевской — Дон Жуан («Дон Жуан»), Ваал («Ваал»), Марин Мирою («Безымянная звезда»), Ник Пузо, он же Осел («Сон в летнюю ночь»); в Театре Музея Ф. М. Достоевского — Йонни («Паника. Мужчины на грани нервного срыва»), Коулмен Коннор («Сиротливый Запад»). В 1999–2003 работал в Театре на Литейном: Несчастливцев («Лес»), фон Корен («Дуэль»), Остап Бендер («Концерт замученных опечаток»), Лоуренс Шеннон («Ночь Игуаны»). Один из основателей и худож. руководитель «Такого Театра», где выступает как актер, режиссер, драматург, автор текстов и музыки. Роли: Виктор («Черствые именины»), Рудольфо Сантильяно («Докопаться до истины-2»), Жан («Жан и Беатрис»), Менахем Мендл («Главное забыл»). Постановки: «Докопаться до истины-2» (сорежиссер), «Даже не знаю, как начать» (сорежиссер), «Жан и Беатрис», «Иванов» (сорежиссер), «Каин» (сорежиссер), «Время и семья Конвей», «Человек случая», «Тестостерон». Постановки в Театре Музея Ф. М. Достоевского (ФМД-Театр) — «Паника. Мужчины на грани нервного срыва» (СПб. 2008), в театре «Приют комедианта» — «Глубокое синее море» (2008), «Смешные поневоле» (2010), «Иллюзии» (2012); в Новосибирском драм. театре п/р С. Афанасьева — «Карл и Анна» (2008), «Наш городок» (2010); в Театре Контекст (Израиль) — «Кнопка» (2011, сорежиссер); в Новосибирском театре «Красный факел» — «Отцы и сыновья» (2013); в Омском театре драмы — «Лжец» (2012), «На чемоданах» (2015); в Тюменском драм. театре — «Мольер» (2011), «Бог резни» (2011), «Три товарища» (2012), «Крейцерова соната» (2014). В 2014–2016 — гл. режиссер Театра им В. Ф. Комиссаржевской, где поставил сп. «Ночь Гельвера», «Графоман», «Дом, который построил Свифт». Снимается в кино, работает на телевидении. Художник острого ума, ироничного мироощущения, сильного темперамента. Актеру доступна «абсолютная правда существования, которой безоговорочно веришь». Он «Протей и интересен перевоплощениями» (Невское время. 1999. 20 февр. — М. Берлина). При этом в своих ролях не растворяется, постоянно обнаруживая себя рядом с создаваемым персонажем открытой, часто изощренной игрой. К эстетике открыто игрового театра тяготеют и спектакли Б. — режиссера. В АТ в полной мере обнаружилось многогранное актерское дарование Б. Начал с ролей амплуа «вечного Арлекина», затем открылся как «тонкий психологический артист», которому доступна «тончайшая игра светотени, полутона» (ТЖ. 2000. № 7. С. 8. — А. Чепуров). В моноспектакле «Душекружение» (1994) актер выступил и как автор литературной композиции. Здесь Б. демонстрирует «отменную технику, богатейшую голосовую палитру, мелкий, миниатюрный жест». Это «спектакль — крик исчезающей гуманности». Постановка насыщена «микродвижениями, микропортретами, микрозарисовками, монтажом душевных состояний» (ТЖ. 1996. № 10. С. 10. — А. Свободин). Тузенбах («Три сестры») Б., «мягкий, деликатный, обаятельный, негромкий» (Там же. С. 13), словно притягивал и удерживал «все самое светлое и доброе, что есть в людях» (Культура. 1996. 8 марта. С. 8. — И. Василинина). Изящно, иронично и насмешливо играл актер роль Двойника («P. S. капельмейстера Иоганнеса Крайслера, его автора и их возлюбленной Юлии»), меняя маски «задиры и утешителя, героя и насмешника — Дон Жуана, неведомого художника, черного человека, дьявола, искусителя, удачливого любовника, олицетворение полноты жизни, заезжего итальянца-обольстителя, черного Пьеро…» (ПТЖ. 1999. № 17. С. 34. — Е. Третьякова). Его Отрепьев («Борис Годунов») — натура талантливая и артистичная. Он обладал блестящей способностью «к мгновенному и полному преображению». «…Он действует по наитию и вдохновению, свободно и раскованно». Этот Самозванец искренне полагал, что в нем «доблести таятся… достойные высокого престола» и что престол ему должен достаться — «не по праву царского рождения, а по человеческим качествам» (ПТЖ. 1999. № 18–19. С. 23–24, 25. — Е. Тропп). Сцена у фонтана приобрела у актера «внутренний драматизм… Момент слабости Самозванца отыгран Баргманом почти трагически: поставлен на кон московский трон» (Экран и сцена. 1999. № 48. С. 5. — Ю. Рыбаков). Др. роли в АТ: Фабрицио («Хозяйка гостиницы»), Френсис Бекон («Елизавета Английская», 1-я ред.), Кассио («Отелло»), Лауренсьо («Дурочка»), Сергей («Жиды города Питера»), граф Эссекс («Елизавета Английская», 2-я ред.), Гриша Разлюляев («Бедность не порок»), граф Шенборн («Сказание о царе Петре и убиенном сыне его Алексее»), Гамлет («Гамлет»), Фауст, герцог, Дон Гуан («Маленькие трагедии»). Лит.: СПбГАТИ СИ. С. 268; Репертуар АТ (ук.). Арх.: РГИСИ. Ф. 352. Оп. 78-с. Д. 14. Мальцева, О. Баргман А.Л. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 98-99.