В 1921–1922 учился в Московских государственных высших режиссерских (театральных) мастерских, в 1923–1925 — в Московских государственных экспериментальных мастерских им. Вс. Мейерхольда. В 1923 для студенческой программы «Вечер показательных работ Мастерской Вс. Мейерхольда» поставил и оформил эпизоды комедии С.П. Боброва «Протез магистра Троплонга». В 1923 с группой молодых актеров организовал Театр вольных мастеров, который два года знакомил провинцию с революционным искусством. В 1925–1926 — актер и режиссер Читинского драматического театра, постановщик 7-ми спектаклей, среди них «Блоха», «Мандат», «Лес» (попытка воспроизвести мейерхольдовскую интерпретацию).
В 1926 вернулся в Москву. Выступил конструктором вещественного оформления сп. «Власть» в режиссуре Н.Б. Лойтера, подготовленного Первым рабочим театром Пролеткульта к 10-летию советской власти. В 1927 в московском Театре Революции выпустил спектакль «Рост». Рецензенты отметили драматическую силу его центрального героя — «рабочей толпы, умеющей жертвовать собой для общего дела, справедливой даже в своем заблуждении и выпрямляющей свой стихийный ход к подлинному, здоровому творчеству» (Новый зритель. 1927. № 9. С. 6–7. — М.В. Морозов). В 1928, когда возобновлялся в новой редакции мейерхольдовский «Великодушный рогоносец», Люце вновь выступил как худодник — его имя стояло рядом с именем Л.С. Поповой.
В 1929 режиссер дебютировал в Ленинграде: в Красном театре он показал комедию «Наугад» с Ю.С. Лавровым в главной роли. В 1930 в Красном театре Народного дома шла «Баня» в режиссуре Люце с Б.А. Бабочкиным в роли Победоносикова. С 1929 по 1936 Люце работал в БДТ. К основным его постановкам здесь относились: «Клоп» (на сцене филиала), «На западе без перемен», «Хлеб», «Завтра», «Егор Булычов и другие», «Доходное место», «Достигаев и другие», «Интервенция», «Аристократы», «Каменный гость» (совместно с В. Софроновым). В некоторых из этих спектаклей Люце выступил и как художник. Люце входил в Ассоциацию новых режиссеров, в 1931 переименованную в Ассоциацию работников революционного театра. В 1937 руководил Театром музыкальной комедии. С 1938 по 1940 работал в театре Комедии с Н.П. Акимовым.
На сцене АТ Люце поставил спектакль «Лгун» (1940). «Режиссура, правильно учтя наличие в сценарии, в тексте и в списке действующих лиц „Лгуна“ ряда элементов комедии масок, не нашла, как нам кажется, должной меры пользования ими в спектакле. Отсюда — некоторая намеренная схематизация отдельных образов, не всегда правильное раскрытие их характеристик, напрасное стремление подчеркнуть нарочитую условность некоторых кусков спектакля. В результате получается досадный стилистический разнобой, и элементы комедии масок далеко не всегда органически входят в ткань реалистической комедии характеров. В дальнейшей работе над спектаклем следовало бы внести полную ясность в понимание сценического стиля „Лгуна“» (Ленингр. правда. 1940. 5 апр. — К. Державин).
В том же 1940 Люце, обвиненный в формализме, в «мейерхольдовщине», уехал из Ленинграда в провинцию. С 1944 по приглашению главного режиссера Челябинского театра драмы Д.М. Манского работал в нем режиссером и художником. За 12 лет осуществил 42 постановки, среди них: «Так и будет», «Бедность не порок», «Снежная королева», «Маскарад», «Дядя Ваня», «Госпожа министерша», «Мещане», «Живой труп», «Ревизор».
Соч.: Люце В., Урбанович П. «Развернутым фронтом». Инсц. к XVI партсъезду // Клубная сцена. 1930. № 7–8. С. 34–35.
Лит.: Репертуар АТ (ук.); «Рост»: Беседа с режиссером В. Люце // Новый зритель. 1927. № 1. С. 15; Янковский М. «Лгун». Премьера в Театре им. Пушкина // Смена. 1940. 5 апр. С. 4; «Лгун». Комедия в 3-х д. и 2 карт. К. Гольдони: Сб. к постановке комедии в Ленингр. Гос. Ордена Трудового Красного Знамени акад. театре драмы им. А. С. Пушкина. Л., 1940; Золотницкий. Будни… (ук.); Гвоздев А. Театр. критика. Л., 1987 (ук.); Золотницкий. Радлов (ук.); Золотницкий Д. Закат театр. Окт. СПб., 2006 (ук.).
Сбоева, С. Люце В.В. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 433-434.
Читать далее