Вернуться
Эренберг Владимир (Вольдемар) Владимирович, ученик Студии акдрамы, артист, режиссёр
Эренберг Владимир (Вольдемар) Владимирович, ученик Студии акдрамы, артист, режиссёр
Персоналия
Эренберг Владимир (Вольдемар) Владимирович
Годы жизни
24.09.(07.10).1906, Санкт-Петербург – 26.08.1996, Санкт-Петербург
Вид деятельности
Ученик Студии акдрамы, артист, режиссёр
Звание
Заслуженный артист РСФСР (1958)
Период работы в театре
1925—1928, 1929 —1933, 1937—1954, 1955—30.11.1988
Биография
Награжден медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1945), «За доблестный труд» (1970). В АТ 1925 — 1928, 1929 — 30.06.1933, 20.03.1937 — 1954, 01.10.1955 — 30.11.1988. 1-я жена — актриса Лидия Дмитриевна Дара (Эренберг), 2-я — артистка Филармонии Татьяна Николаевна Журавлева. Родился в театральной семье: родители выступали в театре «Кривое зеркало», одним из основателей которого был его отец, композитор и дирижер Владимир Георгиевич Эренберг (автор знаменитой комической оперы «Вампука»). Мать — пианистка Елена Германовна фон Шеффлер. Окончил Студию АТ (класс Н.В. Петрова) в 1929 и был принят в его труппу. Еще во время учебы начал играть на сцене АТ. В числе ролей: судейский («Живой труп»), Виро («В царстве скуки»), Омега («Веселые расплюевские дни»), воин («Ода Набунага»), 2-й парень («Бархат и лохмотья»), матрос («Отелло»), старец в озяме («Бронепоезд»), частный пристав («Ревизор»), Буровой («Мятеж»), начальник («Шахтер»), Тардиво («Соломенная шляпка»). В свои первые сезоны появлялся преимущественно в эпизодических и второстепенных ролях: сомнительная личность («Дон Жуан»), Гаврила Пушкин, Басманов («Борис Годунов»), Игорь («Чудак»), Ганс Вебер («Суд»), Бобров («Страх»). Тем не менее был замечен и оценен критикой как перспективный и талантливый актер, обладающий хорошими внешними данными, пластической выразительностью, богатым и гибким голосом. В 1933 вместе с группой молодых ленинградских актеров Эренберг уехал в Харьков и несколько сезонов работал в Харьковском театре русской драмы, главным режиссером которого стал Н.В. Петров. Диапазон ролей, сыгранных Эренбергом в Харькове, был широк: от наивно-плутоватого почтмейстера Шпекина в «Ревизоре» и студента Яши в водевиле «Чужой ребенок» до Гаева в «Вишневом саде» и героического Ваграма, «железного большевика», в стихотворной трагедии «Ваграмова ночь». В Харькове он дебютировал как режиссер и поставил несколько спектаклей: «Не все коту масленица», «Аристократы», «Люди в белых халатах». Вернувшись в Ленинград, Эренберг сезон 1936/1937 гг. прослужил в Ленинградском Новом театре, затем окончательно связал свою судьбу с коллективом, где начиналась его творческая жизнь. Он не играл главных ролей, но как характерный актер занял заметное место в труппе: был романтическим Фердинандом в «Мачехе», балагуром Репетиловым в «Горе от ума», Багратионом в «Полководце Суворове», глуповатым и смешным сэром Эндрю в «Двенадцатой ночи», светским интриганом Джозефом в «Школе злословия», эсером Керенским в «На берегу Невы». Как отмечали рецензенты, особенно удавались актеру образы людей сдержанных, холодновато-корректных — маркиз де ля Тремуйль в «Фландрии», Каренин в «Живом трупе», Бакин в «Талантах и поклонниках», командир Беринг в «Оптимистической трагедии». Эренберг не оставлял актерскую профессию и тогда, когда стал одним из ведущих режиссеров АТ. Список его актерских работ пополнялся новыми названиями и в 1970–1980-е: губернатор в «Похождениях Чичикова, или Мертвых душах», Шнейдер в «Вечернем свете», Фрисабул в «Беседах с Сократом», председатель суда в «Тринадцатом председателе». В 1954–1955 служил актером и режиссером в Киевском театре им. Леси Украинки. С середины 1950-х Эренберг стал выступать в АТ и как режиссер. Он помогал Л.С. Вивьену в постановке спектакля «На дне» (1956), покорившего современников смелостью и новизной режиссерского решения, яркостью актерских работ Н.К. Симонова, Ю.В. Толубеева, К.В. Скоробогатова, Б.А. Фрейндлиха. Через год Эренберг показал уже самостоятельно осуществленную постановку «Сонет Петрарки» с Н.К. Симоновым в главной роли, укрепившую его режиссерские позиции в труппе. Самыми насыщенными и творчески плодотворными в биографии Эренберга-режиссера стали 1960-е, когда он почти каждый сезон выпускал новые спектакли, созданные самостоятельно («Гроза», «Цветы живые», «Обыкновенная история») или в содружестве с другими режиссерами — Л.С. Вивьеном («Друзья и годы»), А.Н. Даусоном («Иней на стогах, «Много шуму из ничего», «Кремлевские куранты»). Эти постановки формировали текущий репертуар АТ, а «Обыкновенная история», «Жизнь Сент-Экзюпери» и «Много шуму из ничего», завоевавшие любовь зрителей и признание критики, вошли в золотой фонд театра. В 1950–1970-е имя Эренберга обычно называли среди тех, кто определял лицо и стиль режиссуры старейшей академической сцены, наряду с именами Вивьена и Музиля. Эренберг мог бы повторить, вслед за Вивьеном, что спектакль — это оркестр, а режиссер — дирижер. Он, как и Музиль, был представителем актерской режиссуры, что подразумевало ансамблевость особой природы, «свободное творческое самовыявление мастеров в рамках единой режиссерской концепции спектакля, которая не подавляет, а оттеняет индивидуальности исполнителей» (Театр. 1971. No 8. С. 61. — Э. Капитайкин). Центром «Обыкновенной истории» (1966) был Ю.С. Родионов в роли Адуева-младшего, взволнованно и страстно рассказавший историю юного мечтателя, стремившегося жить не «по законам века», а по собственному разумению. Когда в 1967 на роль Адуева-старшего был введен Б.А. Фрейндлих и равенство партнеров — Родионова и Фрейндлиха — стало основой сценического решения, спектакль приобрел масштабность и острый драматизм: спор Адуева-младшего и Адуева-старшего стал столкновением двух мировоззрений. Спектакль «Обыкновенная история» многие сезоны украшал афишу АТ. Долгожителями стали и другие постановки Эренберга: «Много шуму из ничего», веселое, остроумно и изобретательно поставленное комедийное представление, азартно разыгранное актерами во главе с Н.Н. Ургант и И.О. Горбачевым, «Жизнь Сент-Экзюпери» с И.О. Горбачевым в главной роли. Премьера «Жизни Сент-Экзюпери» состоялась в 1966, и это название сохранялось на афише более 20 лет, выдержав свыше 1000 представлений. В списке постановок Эренберга немало пьес на историко-революционную и современные темы, идеологически выдержанных, но слабых художественно. Мастерство режиссера было здесь бессильно. По собственному выбору Эренберг поставил две пьесы словацкого драматурга О. Заградника, с которым его связывала творческая дружба: «Мелодия для павлина» (1978) и «Прелюдия в миноре» (1985). В 1970-е вернулся на сцену восстановленный Эренбергом спектакль «На дне» (1956) с А.Ф. Борисовым в роли Луки. С 1947 Эренберг преподавал в ЛГТИ–ЛГИТМиКе: в 1947–1953 — на кафедре актерского мастерства, в 1969–1974 — на кафедре режиссуры. Снимался в кинофильмах «Мертвый сезон» (нацистский врач Хасс) и «Гамлет» (Горацио). Лит.: Репертуар АТ (ук.); СПбГАТИ СИ (ук.); Бартошевич А. Молодые силы Госдрамы // РиТ. 1933. No 18, С. 13; Сергиенко И. Владимир Владимирович Эренберг // Театр. Ленинград.1958. No 33. С. 12–13; Коробейникова З. Обыкновенная история // Театр. 1966. No 5. С. 150– 151; В. Эренберг — актер, режиссер // Театр. Ленинград.1986. No 35. С. 10; Забозлаева Т. Золотой ободок // Веч. Петербург 1996. 3 сент.; Даусон А. Памяти Владимира Эренберга // ПТЖ. 1997. No 12. С. 102–103. Арх.: РГИСИ. Ф. 352. Оп. 37-к. Д. 42; АТ (Л. д. В.В. Эренберга; Лицевые счета нештатных работников театра. 1958); ЦГАЛИ СПб. Ф. 260. Оп. 1. Д. 387. Л. 4; Д. 923. Л. 24 об. Миронова, В. Эренберг В.В. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 811-812.