Спектакли
"Crime et Chatiment" ("Преступление и наказание"), Достоевский Ф.М., 29.12.1901
"Crime et Chatiment" ("Преступление и наказание"), Достоевский Ф.М., 29.12.1901
Название спектакля
"Crime et Chatiment" ("Преступление и наказание")
Дата премьеры
Жанр
Драматические сцены в 10-ти каритнах
Автор произведения
Достоевский Федор Михайлович - Автор пьесы (Инсценировка Жака Дельера (Я.А.Плющевского-Плющика))
Площадка
Михайловский театр
Время создания
Редакция спектакля
Бенефис Поля Рене
Артисты театра
Рене Поль (Родион Романович Раскольников)
Манжен (Mangin) Александр (Порфирий Петрович)
История создания
Был сыгран артистами Французской придворной труппы в бенефис артиста Поля Рене - исполнителя роли Раскольникова. Уже на следующий год после появления в печати романа «Преступление и наказание», в 1867 году были предприняты попытки к постановке в театре инсценировки этого произведения. Московский книгопродавец, беллетрист и драматург А. С. Ушаков обратился к Достоевскому с просьбой «разрешить переделать или, скорее, приноровить <...> для сцены» роман. Началась долгая цензурная история произведения: рапорты цензоров, доклады членов Совета Главного Управления по делам печати, прошения автора, переделка инсценировки… Но как не менялся текст пьесы, цензура была непреклонной в своем вердикте: «Ввиду неудовлетворительного исхода пьесы, отсутствия в ней торжества жизненной правды и нравственных начал, цензор не находит удобным дозволить оную к представлению на сцене». Лишь в 1899 году драматической цензурой была разрешена переделка Я. А. Плющевского-Плющика, писавшего под псевдонимом Дельер, для Театра Литературно-художественного общества (Малого театра) в Санкт-Петербурге. Цензор находил, что «...пьеса в переделке Дельера может смотреться простолюдином и вообще менее интеллигентным человеком без всякого вреда и соблазна потому, что Раскольников сильно смягчен Дельером для сцены». Мнение критиков об инсценировке было прямо противоположным: «это и не литературно, и не артистично, но карикатурно и цинично… фигура Раскольникова выцвела и оглупела». Но лишь искажение содержания и идей произведения великого писателя, на которое пошел Дельер, устроило вершителей театральной политики.
Экспонаты спектакля Отобрано: 1