Жена — актриса АТ Дарья Лебедева.
Воспитанник петербургского императорского Театрального училища. В сент. 1808 зачислен в драматическую труппу на «роли слуг, дурачков и комиков» (см.: Гозенпуд. С. 730) с обязательством исполнять также обязанности режиссера в оперной труппе. Лебедев исполнял аксессуарные и пантомимические роли, роли третьих слуг в комическом и драматическом репертуаре, а также небольшие партии в операх и водевилях: Алберти («Ромео и Юлия»), Неффолим («Иосиф Прекрасный»), Будемир («Нашествие Батыя на Венгрию, или Король Бела IV и Коломан»), Жак («Дом сумасшедших, или Странная свадьба»), Миссуф («Крылатые женщины, или Чудесная золотая клетка»), Егор («Любовная почта»), Пилюлькин («Чудесный магик, или Покойники в лицах»).
Но истинное дарование Лебедева проявилось в блестящем исполнении русских народных песен; он являлся непременным участником и постановщиком дивертисментов, часто выступал запевалой песенных хоров. Принимал участие в одном из лучших дивертисментов того времени «Семик, или Гулянье в Марьиной роще», где «знаменитый песельник Лебедев восхищал своим хором» (Драм. альбом. М., 1850. С. 79 — П.Н. Арапов).
С 1816 Лебедев исполнял обязанности режиссера в оперной труппе. В 1842 он проявил «неутомимое усердие» при первой постановке в России оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила» (Одоевский В.Ф. Музыкально-литературное наследие. М., 1956. С. 203). С нач. 1830-х Лебедев, очевидно, полностью сосредоточился на руководстве труппой и преподавании в училище; его имя как актера исчезает с афиш императорских театров. При выходе в отставку получил звание потомственного почетного гражданина.
Лит.: Пружанский; Арапов. С. 182, 194, 205, 214, 222, 225, 232, 236, 242, 247, 250, 257, 270, 281, 300, 309, 318, 326, 332, 344, 345, 353, 358, 359, 364, 378, 379; Вольф, 1. С. 11, 26, 74.
Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 1. Д. 1462, 3499, 4473, 4823, 5377, 5895, 10404. Л. 1, 10976. Л. 4.
Майданова, М. Лебедев М.С. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 405.
Читать далее