Персоналии
Долбилов Алексей Павлович, артист
Долбилов Алексей Павлович, артист
Персоналия
Долбилов Алексей Павлович
Годы жизни
до 1791 - 19 (31).05.1852, Петербург, похоронен на кладб. при имп. Александровской мануфактуре
Вид деятельности
Период работы в театре
1809 — 1829, 1830 — 1831
Биография
В 1809 выпускник Театральной школы, дворянский сын Долбилов занял освободившееся после смерти Я.С. Воробьева амплуа «комического и демихарактерного баса и баритона» в операх и комедиях. Красной нитью через всю 20-летнюю актерскую жизнь Долбилова прошли роли, прославившие его предшественника и, в свою очередь, прославленные им, — Мельник («Мельник, колдун, обманщик и сват»), Тарабар («Русалка»), волшебник Личардо («Князь-невидимка»). Новый исполнитель не имел громкого успеха, как, впрочем, и явного неуспеха. Краткая ремарка П. Арапова: «Комик, хороший певец» (Арапов. С. 264) — практически единственная творческая характеристика Д. Подобное замалчивание вряд ли можно отнести только и искл. на счет актера-певца, но должно соотнести с общим состоянием русской оперы того времени и отношением к ней образованной публики, критики в т. ч. Между тем афиши бесстрастно свидетельствуют плотную и по-своему разнообразную занятость Долбилова в репертуаре: редкая комическая, романтическая, волшебная опера обходилась без его участия (Долбилов — бессменный на протяжении 10 лет (1818–1829) исполнитель одной из лучших моцартовских партий — Папагено в опере «Волшебная флейта»), в комедиях он играл роли, подходящие по амплуа (Пахом, стремянный — «Ошибки, или Утро вечера мудренее», Валентин, оруженосец и конюший — «В тихом омуте черти водятся» и пр.), много пел в дивертисментах, но не менее часто его использовали и в качестве «сражающегося» в сценических битвах, и «на выходах». В авг. 1829 Долбилов вышел на заслуженную пенсию по состоянию здоровья: в результате удара у него отнялись рука и нога. В июле 1830 возвратился в театр на «разовые», но ненадолго: в нач. 1831 последовала окончательная отставка, как можно понять из его прошения, за невостребованностью — роли уже «переданы другим» (РГИА. Ф. 497. Оп. 1. Д. 2739. Л. 6) (роль Папагено, напр., в 1829 исполнял Н. О. Дюр). После отставки Долбилов вел уроки церковного пения в Воспитательном доме при императорской Александровской мануфактуре. Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 1. Д. 2220, 2806. Цимбалова, С. Долбилов А.П. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 264.