Настоящая фамилия Соколов.
Незаконнорожденный. В 1857 был принят в петербургское императорское Театральное училище на казенный счет. Казенным пансионером он стал вследствие того, что превосходно сыграл на сцене АТ роль Добротворского в комедии «Бедная невеста». Сначала учился в танцевальном классе у А.И. Пименова, показав значительные способности в хореографии. С 1861 стал посещать драматический класс В.П. Василько-Петрова.
Вышел из училища в 1865 «на службу к Императорским театрам» уже из класса П.А. Каратыгина. В том же году принят в труппу АТ, где исполнял комические роли. Публичный дебют состоялся в 1865 на сцене летнего императорского Красносельского театра, в водевиле «Квартира на Бугорках». В том же году он выступил на сцене АТ в роли Максима Максимовича в комедии «Своя семья, или Замужняя невеста». «В продолжение своей службы на казенной сцене, хотя и выделялся выдающимся исполнением, но его очень часто обходили ролями. Вследствие этого он трижды покидал казенную сцену, уезжая работать в провинцию» (Суфлер. 1880. 31 июля. С. 1). Так, прослужив чуть более года на сцене АТ, Г.-С. с 1 июля 1867 был уволен в отпуск в Тифлис, для участия в спектаклях в городском театре. Он выступал довольно успешно, получил благожелательную оценку и публики, и гостивших на Кавказе чл. царской фам. Имп. Александр II также впервые увидел Г.-С. в Тифлисе, и его искусство пришлось ему по вкусу. Актеру была оказана особая честь: его пригласили выступить в крымском имении имп. в Ливадии. Официально Г.-С. состоял в отпуске до увольнения от службы 25 нояб. 1877. Г.-С. в провинции выступал на частных сценах, замечательно исполнял комические куплеты. Особенным успехом как актер, куплетист и рассказчик пользовался на юге — в Тифлисе и Одессе. Выступая в петербургском увеселительном саду «Ливадия», прославился как «неподражаемый куплетист» (прослужил здесь 3 года).
Вскоре его заметили и предложили вернуться в АТ. После успешных дебютов в ролях Репетилова, Расплюева и Колечкина («К мировому!») в 1880 Г.-С. снова поступил на петербургскую императорскую сцену. Незадолго до этого рецензент газ. «Суфлер» писал: «В Петербурге есть Репетилов и Репетилов весьма недурной, — это г. Градов-Соколов, но его нельзя было пригласить на Ораниенбаумскую сцену, ввиду его ежедневной службы в „Ливадии“» (Суфлер. 1880. 10 июля. С. 2. — А. Соколов). «На прошлой же неделе, также не без успеха, выступил в роли Расплюева, в комедии „Свадьба Кречинского“, г. Соколов-Градов, хорошо известный петербургской публике, посещавшей в последние годы увеселительное заведение „Ливадия“, где г. Соколов подвизался в качестве куплетиста и исполнителя водевильных ролей. Для своего второго дебюта на александринской сцене г. Соколов-Градов избрал наиболее „классическую“ роль русского драматического репертуара — роль Репетилова в комедии Грибоедова „Горе от ума“, в которой и выступил вчера, в понедельник, 8-го сентября. …Дебютант совсем не совладал с ролью Репетилова. Перед зрителями явился не Репетилов московского английского клуба, не русский типичный барин, неумеренно выпивший шампанского, а какой-то благодушный немецкий бюргер, наугощавшийся пивом. Чтоб выполнить роль Репетилова так, как его задумал Грибоедов, требуется сильный комический талант, безусловное благородство манер и соответствующая внешность. Ничего этого у г. Градова-Соколова нет, хотя он и мог бы с пользою для нашей драматической труппы занять амплуа небольших комических ролей в легких комедиях и водевилях. Дебютант доказал это, исполнив вчера же, чрезвычайно живо и весело роль Ангорского в старинном водевиле Каратыгина „Запутанное дело“. По окончании пьески г. Градов-Соколов был вызван несколько раз» (Голос. 1880. 10 сент. С. 2).
Внимание к актеру было повышенным, так как Г-.С. действительно подавал весьма большие надежды как комик. Однако он больше проявлял себя в водевилях, нежели в высокой комедии. Но пресса все-таки следила за каждой его новой ролью: «Вчера в Среду, 10-го сентября, г. Градов-Соколов с успехом сыграл в Александринском театре, для продолжения своих дебютов, главную роль в старинном водевиле „Андрей Степанович Бука“, совершенно подтвердив своим исполнением все сказанное нами на днях о пригодности этого артиста к легким водевильным ролям» (Голос. 1880. 12 сент. С. 3). Вскоре, однако, тон критики изменился: «Эпизодическую, небольшую роль старого слуги Винцентия, без шарма и подчеркивания, передал г. Градов-Соколов, которого дирекция почему-то обходит ролями» (Суфлер. 1880. 7 дек. С. 2). Окончательно Г.-С. оставил службу на имп. сцене в 1882.
С 1884 Г.-С. играл в Москве в театрах — М. В. Лентовского «Эрмитаж», Корша (1884, 1886), в театре Е. Н. Горевой (1890) и др. С Г.-С. москвичи впервые познакомились в театре М.В. Лентовского «Эрмитаж» летом 1882. В то время в этом театре процветала оперетта. Лентовский пригласил петь в нее и Г.-С., до того уже игравшего в петерб. оперетте у И. Сетова, предложил артисту значительное жалованье и даже заплатил за него неустойку Сетову. В июле 1882 Г.-С. дебютировал у него в оперетте «Красное солнышко» в роли герцога Лорана. Но актера не удовлетворила работа в амплуа комика-буффа, и в следующем году он бросил оперетту и перешел в Театр Корша, где проработал до конца своих дней. Г.-С. обладал талантом характерного бытового актера, увлекал пением куплетов. Роли: Расплюев («Свадьба Кречинского»), Штопнов («Соколы и вороны»), Жовиаль («Стряпчий под столом») и др. Г.-С. был известен и как устный рассказчик.
Соч.: «Ливадия»: Сб. куплетов, исполняемых Л.И. Градовым-Соколовым. СПб., 1880.
Лит.: ТЭ; Вольф, 3. С. 73, 74; Гнедич. С. 4–8, 11; Некр.: ЕИТ. 1890/91. С. 286–287; Плещеев. С. 66, 69–70; Пазухин А. Леонид Иванович Градов-Соколов // Рампа и жизнь. 1915. № 49. С. 4–5; Давыдов В.Н. Рассказ о прошлом. Л.; М., 1962 (ук.); Яблочкина А. Жизнь в театре. М., 1953. С. 35–36.
Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 2. № 21056.
Лопатин, А. Градов-Соколов Л.И. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 228.
Читать далее