По документам, приложенным к прошению о приеме в число «своекоштных пансионеров» сына «вдовы титулярного советника, служившего в Правительствующем Сенате», получается, что окончить Театральную школу Годунов должен был в возрасте 14-ти лет (РГИА. Ф. 497. Оп. 1. Д. 3269. Л. 1). Правда, за время обучения (1827–1834) — сначала танцам, затем в драматическом классе П.А. Каратыгина — возраст его необъяснимым образом изменился, и в театр Годунов был выпущен на общих основаниях по достижении 18 лет на роли «где приказано будет», т. е. гонцом («Осада Пскова»), оруженосцем («Пожарской»), одним из гостей («Светский человек»). Однако случай, ради к-рого понадобилось «за ночь выучить роль», позволил ему вскоре «с успехом» заменить А.М. Максимова в драме «Дочь скупого» (Шарль) и стать постоянным дублером своего более удачливого однокашника (РГИА. Оп. 497. Оп. 1. Д. 6757. Л. 1). Очевидец одного из таких вводов отметил, что «Годунов был очень хорош» (РГИА. Ф. 497. Оп. 4. Д. 2018. Л. 61) в образе молодого героя Владимира Руссова («Кремнев, русский солдат»). Собственный же репертуар Г. состоял преимущественно из комедии и водевиля, и здесь, в качестве «влюбленного» и «жениха», он пользовался язвительным вниманием Ф.А. Кони: «юноша с растрепанными чувствами и нечесаной головой» (Стефен, «Портрет моего мужа»), «поддельный капитан хорошего тона» (барон Больберг, «Влюбленный рекрут, или Поддельная Швейцария»), «коль скоро выходит на сцену отчаянный франт в усах» и «расшаркивается с природной ловкостью», то «это обыкновенно Годунов» (Торси, «Недоразумение») (СП. 1838. 11 нояб.; 1839. 16 янв.). Но даже авторитетный критик вынужден был признать, что в драм. роли «старого, неловкого исправника» Г. «был очень недурен» (СП. 1839. 25 мая). Роль эту актеру суждено было сыграть всего один раз на первом представлении сп. «Русский человек добро помнит» в мае 1839. Тогда же состоялись и премьеры собственных сочинений Годунова — водевилей «Паж-арестант, или Потрудитесь объяснить» (пер. с франц.) и «Чего на свете не бывает, или У кого что болит, тот о том и говорит» (сюжет заимствован из комедии Я.Б. Княжнина «Траур, или Утешенная вдова»), — писавшихся, несомненно, для В.Н. Асенковой. В последний раз Годунов вышел на сцену Лаэртом («Гамлет») в июне 1839. Через полгода его не стало — умер от чахотки.
Лит.: Вольф, 1. С. 32, 68, 81; Смесь // Эхо сезона. 1901. 22 нояб. С. 3.
Цимбалова, С. Годунов В.В. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 208-209.
Читать далее