Вернуться
Воробьёва Авдотья Ивановна, артистка, певица
Воробьёва Авдотья Ивановна, артистка, певица
Персоналия
Воробьёва Авдотья Ивановна
Годы жизни
ок. 1767 - 13 (25).07.1813, Петербург
Вид деятельности
Артистка, певица
Период работы в театре
01.09.1787 — 1806
Биография
Урожденная Волкова. Воспитывалась в петербургской Театральной школе «на казенном иждивении», где обучалась «певческому» (АДИТ. Отд. II. С. 323). 1 сент. 1787 Волкова выключена из воспитанниц «в Российскую труппу» актрисою с окладом 450 руб. в год и «с подпискою», чтобы каждую неделю три раза являться в школу «для продолжения учения» (Там же. С. 345; РГИА. Ф. 497. Оп. 4. Д. 45. Л. 104). Вскоре Волкова вышла замуж за актера Я.С. Воробьева, выпущенного вместе с ней в труппу, и выступала под его фамилией; с 1 дек. 1788 получала вместе с мужем оклад 1200 руб. (АДИТ. Отд. I. С. 57; Отд. III. С. 26); в 1791–1500 руб. вместе с мужем (Там же. Отд. II. С. 387); в 1802–1000 руб. (РГИА. Ф. 497. Оп. 4. Д. 48. Л. 23 об.). Воробьёва исполняла роли любовниц в комических операх и комедиях и, судя по их текстам, обладала юмором, лукавством, живостью и даром перевоплощения. Так, будучи первой исполнительницей роли Лесты в комич. опере «Русалка», она «являлась в виде: старухи, барыни, Прародительницы Славомысла, садовницы, молодого витязя, мельничихи, пустынницы, крестьянской девушки, молдаванки, царицы русалок» («Русалка», ч. 1). Во 2-й ч. «Русалки» Воробьёва в роли Лесты появлялась в образах: «нищей, волшебницы, чудовища, пустынника, мельничихи, рыбачки, шинкарки, пастушки, крестьянского мальчика, путешественницы и царицы русалок» («Русалка», ч. 2). В 1806 Воробьёва уволилась на пенсион (РГАДА Ф. 1239. Оп. 3. Ч. 111. Д. 56443. Л. 2). Воробьева с мужем имела дочь Елену, воспитывавшуюся в Театральной школе и выпущенную на сцену после 1816 (вышедшую замуж за актера И.И. Сосницкого). 13 июля 1813 «состоящая на пансионе актриса Авдотья Воробьева умре» (РГИА. Ф. 497. Оп. 1. Д. 1195. Л. 32). Известные роли: Ангелика («Три брата солюбовники», конец 1780- х), Камилла («Притворная любовница», 1788), Розина («Севильский цирюльник, или Бесполезная предосторожность», комич. опера, текст Дж. Петроселлини по комедии Бомарше, муз. Дж. Паизиелло, 1790), Маркиза («Венецианская ярманка», 1791), Корыста («Трубочист князь и князь трубочист», 1795), Зиновия («Лжеученый», 1796), Цимара («Американцы», 1800), Милон, пастух («Клорида и Милон», 1800). Лит.: Пружанский; Арапов. С. 163, 164; «Русалка», ч. 1. Текст К.-Ф. Генслера, вольный пер. с нем. Н.С. Краснопольского, муз. Ф. Кауэра с доп. С.И. Давыдова. 1803; «Русалка», ч. 2. Текст Н.С. Краснопольского, переделка с нем., муз. Ф. Кауэра с доп. К.А. Кавоса. 1804; Гозенпуд (ук.); МП XVIII, 1. Старикова, Л. Воробьева А.И. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 182-183.
Cпектакли
"Притворная любовница" ("Простаков с притворной любовницей"), 1788 (Камилла)
"Севильский цирюльник, или Бесполезная предосторожность", 1790 (Розина)
"Лжеученый", 1790 (?) (Зиновия (1796))
"Венецианская ярманка", 1791 (Маркиза)
"Деревенский маркиз", 1795 (Графиня Олимпия)
Показать все (10)