Вернуться
Волков Александр Александрович, артист
Волков Александр Александрович, артист
Персоналия
Волков Александр Александрович
Годы жизни
29.09 (11.10).1827 - 31.07 (12.08).1855, Санкт-Петербург
Вид деятельности
Период работы в театре
Биография
Настоящая фамилия Летнов. Незаконнорожденный сын рижской мещанки, прозывавшийся по театру Волковым, обучался в петерб. императорском Театральном училище в 1841–1847. С 1842 стал выходить на сцену в ролях «мальчиков»: малолетнего князя Иоанна («Боярин Федор Васильевич Басенок»), будущего Иоанна Грозного, даже удостоился авторитетного совета: «не стоять все подбоченясь, не в этом признак величия» (СП. 1844. 14 апр. — Р.М. Зотов). После окончания курса, как особо одаренный, оставлен для усовершенствования казенным пансионером при училище с одновременным зачислением в труппу АТ. Но уже в янв. 1848 был прикомандирован к Виленскому гор. театру, где два сезона занимал «первое амплуа любовников и молодых людей» (РГИА. Ф. 497. Оп. 1. Д. 11556. Л. 17). Видимо, там В. понравился — по крайней мере местное начальство, вплоть до губернатора, настаивало на продлении его командировки. Проявлял интерес и Харьковский театр, директор которого специально приезжал «видеть Волкова» (РГИА. Ф. 497. Оп. 4. Д. 2026. Л. 2). Однако В. вернулся в Петербург. Столичная сцена постоянно нуждалась в обновлении «молодого лица» своего давно идущего или возобновляемого репертуара. В. стал очередным водевильным «женихом»: Мотыльков («Барская спесь и Анютины глазки»), Незабудкин («Новички в любви»), Весельчаков («Хлопчатая бумага, или У страха глаза велики») и пр., иногда заменяя А.М. Максимова (Клеант («Скупой»), Герман («Заколдованный принц, или Переселение душ»)) и В.В. Самойлова (Бецкий («Жена кавалериста, или Четверо против одного»), Александр («Что имеем, не храним, потерявши, плачем»)), или выступал в качестве «друга» — Моне («Гуляка, или Нынешние друзья»), Сусликов («Комнатка с отоплением и прислугой, или Танцмейстер и студент»). Одновременно, с первого спектакля, сыгранного в Театре-цирке в февр. 1849, занял место «главного сюжета» в труппе этой своеобразной «малой сцены», составленной из начинающих или не в полной мере востребованных александринских актеров (Вольф, 1. С. 146). Здесь, наряду с молодыми героями комедии — Эдуард Розенталь («Жених двух невест, или Невеста двух женихов») и водевиля по преим. — Юлий Марешаль («Хитрость женщины»), В. единственный раз получил возможность сыграть и драм. роль — Пальмирский («Людмила»). Лит.: Афиши; Вольф, 1. С. 147, 153. Цимбалова, С. Волков А.А. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — 171.
Cпектакли
"Что имеем, не храним, потерявши - плачем", 1843 (Александр, живописец, академик)
"Скупой", 1843 (Клеант (1849))
"Актеры между собою, или Первый дебют актрисы Троепольской", 1843 (Попов, актер)
"Боярин Фёдор Васильевич Басенок", 1844 (Иоанн, малолетний князь)
"Заколдованный принц, или Переселение душ", 1845 (Герман)
Показать все (23)