Настоящая фамилия Летнов.
Незаконнорожденный сын рижской мещанки, прозывавшийся по театру Волковым, обучался в петерб. императорском Театральном училище в 1841–1847. С 1842 стал выходить на сцену в ролях «мальчиков»: малолетнего князя Иоанна («Боярин Федор Васильевич Басенок»), будущего Иоанна Грозного, даже удостоился авторитетного совета: «не стоять все подбоченясь, не в этом признак величия» (СП. 1844. 14 апр. — Р.М. Зотов). После окончания курса, как особо одаренный, оставлен для усовершенствования казенным пансионером при училище с одновременным зачислением в труппу АТ. Но уже в янв. 1848 был прикомандирован к Виленскому гор. театру, где два сезона занимал «первое амплуа любовников и молодых людей» (РГИА. Ф. 497. Оп. 1. Д. 11556. Л. 17). Видимо, там В. понравился — по крайней мере местное начальство, вплоть до губернатора, настаивало на продлении его командировки. Проявлял интерес и Харьковский театр, директор которого специально приезжал «видеть Волкова» (РГИА. Ф. 497. Оп. 4. Д. 2026. Л. 2). Однако В. вернулся в Петербург.
Столичная сцена постоянно нуждалась в обновлении «молодого лица» своего давно идущего или возобновляемого репертуара. В. стал очередным водевильным «женихом»: Мотыльков («Барская спесь и Анютины глазки»), Незабудкин («Новички в любви»), Весельчаков («Хлопчатая бумага, или У страха глаза велики») и пр., иногда заменяя А.М. Максимова (Клеант («Скупой»), Герман («Заколдованный принц, или Переселение душ»)) и В.В. Самойлова (Бецкий («Жена кавалериста, или Четверо против одного»), Александр («Что имеем, не храним, потерявши, плачем»)), или выступал в качестве «друга» — Моне («Гуляка, или Нынешние друзья»), Сусликов («Комнатка с отоплением и прислугой, или Танцмейстер и студент»). Одновременно, с первого спектакля, сыгранного в Театре-цирке в февр. 1849, занял место «главного сюжета» в труппе этой своеобразной «малой сцены», составленной из начинающих или не в полной мере востребованных александринских актеров (Вольф, 1. С. 146). Здесь, наряду с молодыми героями комедии — Эдуард Розенталь («Жених двух невест, или Невеста двух женихов») и водевиля по преим. — Юлий Марешаль («Хитрость женщины»), В. единственный раз получил возможность сыграть и драм. роль — Пальмирский («Людмила»).
Лит.: Афиши; Вольф, 1. С. 147, 153.
Цимбалова, С. Волков А.А. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — 171.
Читать далее