По мужу Каратыгина.
Воспитанница петерб. императорского Театрального училища. Дочь актеров Михаила Васильевича и Александры Дмитриевны Величкиных. Дебютировала на сцене в 10 лет в бенефис отца, с большим успехом исполнив танец «Пейзанское соло». На афишах ее имя появляется в 1830-е. Каждый раз она выступала в бенефис отца: Аглая («Новый Бедлам, или Прогулка в дом сумасшедших»), Эмилия («Тайна»). В 1838 сыграла роль Клары в комедии-водевиле «Бальный букет».
В отзыве на игру актрисы современники отмечали, что «в ней есть решительный сценический талант и порядочный голос для водевильных куплетов» (ЛПРИ. 1838. 3 сент. С. 714), но ей не хватает сценического опыта и сценической подготовки. «…Величкина не имеет той манеры, которая необходима для актрисы на сцене: дикция ее сценически неправильна, движения несвободны, принужденны; одним словом, хотя в ней заметны и чувство, и умение понимать роль, но вовсе не видно приготовления, изучения, которые необходимы артисту» (Там же). Это объяснялось, возможно, тем, что молодая артистка не могла выбрать между сценой драм. и сценой оперной и недостаточное время уделяла совершенствованию актерского мастерства. Эта неопределенность мешала и в оперных ролях. В роли Наташи («Женщина-лунатик») артистка была очень старательна, стремясь выполнить роль отчетливо. Но недостаток сценического искусства проявился и здесь; гл. сцена лунатизма была сыграна слабо; роль Наташи оказалась для актрисы слишком сложной.
Др. роли: Аглая («Год после свадьбы, или Очень счастлива»), Оленька («Невеста наяву и во сне, или Барышня-крестьянка»).
Лит.: Афиши; Арапов. С. 309, 320, 330, 336; Каратыгин (ук.).
Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 1. Д. 2751.
Майданова, М. Величкина В.М. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 159.
Читать далее