Согласно самым ранним сведениям, в 1822–1824 служил писарем, а затем канцеляристом в Комиссии Провиантских дел Военного министерства. К концу 1820-х относятся воспоминания Н.И. Иванова о знакомстве с «талантливым трагиком» Васильевым в Костроме (ИВ. 1891. Т. 10. С. 71–72).
На петербургскую императорскую сцену был принят в 1831 по переводу из Московского театра. В Москве его отъезд не вызвал ни возражений театрального начальства, ни, видимо, сожалений публики. Один из рецензентов даже через год не уставал благодарить «Дирекцию за избавление от его игры» и не мог скрыть ехидного удивления от «чудного превращения», случившегося при переезде актера из Москвы в Петербург (Молва. 1832. № 39. С. 155).
Петербург действительно, судя по реакции критики, встретил Васильева на удивление доброжелательно: «неподдельный талант», «местами превосходен», «громкие рукоплесканья», «по окончании был вызван» — особенно же отмечались «величественный стан, приятная и благородная наружность, звучный голос, обилие чувств и неимоверное стремление к достижению совершенства» (СП. 1831. 20 нояб.; 1832. 3 мая; 8 июня). После «весьма блистательных дебютов» в трагедиях «Дон Карлос» (маркиз Поза) и «Фингал» (Фингал) Васильев «взят был на подмогу [В.А.] Каратыгину» (Вольф, 1. С. 31). Публикатор списка артистов Росийской труппы Петербургского придворного театра за 1832 поместил Васильева под почетным номером четыре в рубрике «трагические»: «Подает большую надежду. Многие, видавшие его на Московском театре, не узнают его — столь много он себя переработал» (ЛПРИ. 1833. 22 марта. С. 182). Даже прежние недоброжелатели вынуждены были признать несомненный «здешний успех» (Молва. 1833. 3 янв. С. 3). Случилось это после появления на сцене в октябре 1832 драмы «Двумужница», где Васильев исполнил роль Романа Бобра «со всем жаром молодого артиста и с умением опытного актера… в игре его было что-то свое, природное, а не подражательное какому-либо образцу» (СП. 1832. 15 нояб.). В январе 1833 не слишком удачно выступил в роли Артура («Итальянка, или Яд и кинжал») и сыграл премьеру трагедии «Жизнь и смерть Ричарда III» (Кларенс). А уже в феврале получил отпуск для поездки в Кострому, где умер, по официальной версии, от воспаления легких. Однако Н.И. Иванов объяснял смерть актера местью обманутого мужа — калужского помещика, руками своих крепостных свершившего «самосуд» (ИВ. 1891. Т. 10. С. 73). Там же, в Костроме был похоронен.
Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 1. Д. 5166.
Цимбалова, С. Васильев В.К. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 149-150.
Читать далее