Персоналии
Бренко Анна Алексеевна, артистка, антрепренер
Бренко Анна Алексеевна, артистка, антрепренер
Персоналия
Бренко Анна Алексеевна
Годы жизни
07 (19).04.1848, Владимир - 15.11.1934, Москва
Вид деятельности
Артистка, антрепренер
Звание
Заслуженная артистка Республики (1924)
Период работы в театре
Биография
Урожденная Челищева, по мужу Левенсон. Окончила Высшие пед. курсы в Москве. Брала уроки драматического искусства в Петербурге у П.Д. Боборыкина, К.А. Тарновского, Е.Н. Васильевой, а также за границей. В московский императорский Малый театр поступила в 1878 сначала без содержания, но вскоре ей было назначено жалованье. По сокращению штатов была уволена в окт. 1882. В 1879, обойдя монополию императорских театров, организовала в Москве при содействии общества «Христианская помощь» самостоятельную труппу, занимавшуюся «чтением из пьес» и названную тогда «Вольные выступления артистов» (играла она в театре Пассажа Солодовникова на Кузнецком мосту). Год спустя открыла первый в России частный театр, известный как Пушкинский (находился в доме Малкиеля на углу Тверской ул. невдалеке от вскоре открывшегося памятника А.С. Пушкину, в честь чего театр и получил свое название). Театр, по сути, был товариществом актеров, имевшим форму антрепризы. Руководили им официально М.И. Писарев и В.Н. Андреев-Бурлак. В состав труппы вошли ведущие актеры АТ: П.А. Стрепетова, А.Я. Глама-Мещерская, В.П. Далматов, которые играли вместе с известными московскими артистами — М.Т. Ивановым-Козельским, А.И. Сумбатовым-Южиным. Сама Б. считала некорректным назначать себе главные роли и отказалась от актерской работы, приняв на себя устройство театра. Она создала комфортные условия для работы и творчества своим коллегам (платила высокие гонорары, предоставляла необходимые удобства). Спектакли театра Б. имели большой творческий успех, составив конкуренцию даже Московскому Малому театру, но из-за неизбежных финансовых трудностей через 2 сезона он был закрыт. Муж Б., Осип Яковлевич Левенсон, присяжный поверенный, коллежский секретарь, был одним из активных помощников актрисы в деле организации первого частного театра в России. Однако после его закрытия он затеял с Б. бракоразводный процесс, из-за чего ей пришлось переехать в Петербург, т.к. муж требовал инициативы развода именно от нее, что давало ему возможность вторично жениться на молоденькой воспитаннице Б. Ольге Баранович. Тяжелое положение в семье усугублялось болезнью старшего сына Иосифа, с детства страдавшего падучей (кроме него у Б. был еще сын — Владимир). «В Петербурге, оставшись без гроша, Бренко обратилась к графу И.И. Воронцову-Дашкову с просьбой о зачислении ее в качестве актрисы в Александринский театр» (Витензон Р. Анна Бренко. Л., 1985. С. 133). Осенью 1885 столичные газеты сообщили, что «состав русской драматической труппы пополнился еще одной артисткой — г-жой Бренко, приглашенной на оклад в 1200 р.» (цит. по: Там же). Л. д. актрисы (РГИА. Ф. 497. Оп. 5. No 420) показывает, что Б. была принята в штат АТ с 1 сент. 1885. При этом были соблюдены все формальности. Еще не разойдясь официально с мужем, Б. должна была представить дирекции императорских театров его согласие в поступлении на сцену, и оно было получено. В марте 1886 Б. с мужем развелась, а в 1892 он покончил собой. Однако работа в театре у Б. не заладилась. Дирекция не простила ей создание первого независимого театра в стране. Против Б. интриговал А.А. Потехин, «который мстил ей за то, что его дочь не получала ролей в Пушкинском театре» (Витензон Р. Анна Бренко. С. 133). По этой причине Б. за 2 года получила всего одну роль и сумела ее сыграть, лишь заменив заболевшую П.А. Стрепетову. Произошло это через полгода после поступления актрисы на сцену АТ в янв. 1886, когда она сыграла роль Татьяны Даниловны в сп. «Грех да беда на кого не живет». «Имя г-жи Бренко если и неизвестно как имя исполнительницы, но зато известно как имя женщины, много и бескорыстно послужившей театральному делу... а потому принятие ее в число артисток императорской сцены не лишено смысла и основания, тем более на второстепенные роли, на каковых, если судить по исполнению ею роли Татьяны Даниловны (после шестилетнего перерыва артистической деятельности — мы видели ее как исполнительницу в последний раз в конце 1879 года), она может работать с успехом. Надо сознаться, что ее игра страдала неровностями, но они всецело могут быть объяснимы, как отвычкою от публичного спектакля, что поймет каждый мало-мальски знающий театральное дело, так и невозможным соисполнителем (г. Каширин). Публика видимо поняла это и вызывала ее за финальную сцену 3-го акта, а также вызывала вместе с г. Писаревым после каждого акта. Скажем вообще, что она является далеко не бесполезным приобретением для здешней сцены. Вызывали ее solo и после первого акта, но мы не ошибемся, если отнесем этот вызов не к исполнению ею роли, а к ее московской административно-театральной деятельности, так как по-видимому не забыты еще те симпатии публики, которыми пользовался основанный ею Пушкинский театр в Москве» (Суфлер. 1886. 30 янв. С. 3). Нескрываемые симпатии публики раздражали дирекцию, и Б. более не получила ни одной роли, а вскоре и вовсе была оставлена за штатом. Покинув АТ, она некоторое время занималась педагогической работой в Харькове, Киеве и Петербурге. В 1904 переехала в Москву, где продолжила педагогическую деятельность. В 1912 начала руководить драматическим кружком на Пречистенских рабочих курсах. В 1914 открыла «Первый рабочий театр», который в 1918 получил звание государственного. Последний раз вышла на сцену в 1924 — в день юбилея сценической деятельности (роль Кабанихи в «Грозе»). Является автором нескольких пьес, которые шли в т.ч. и на сценах имп. театра в Москве. Соч.: Совр. люд. М., 1883; Дотаевцы. М., 1884. Лит.: Бескин Эм. Светлый путь // ЖИ. 1924. No 42. С. 4–5; Мас- лих В. Памяти А.А. Бренко // Театр. 1966. No 4. С. 107–109. Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 5. Д. 420; ГЦТМ. Ф. 39. Лопатин, А. Бренко А.А. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 126-127.